Преподобный Никодим Святогорец: Мудрости благодатию украшенный (АУДИО)
Тропарь преподобному Никодиму:
Мудрости благодатию, Σοφίας χάριτι,
отче, украшенный, Πάτερ κοσμούμενος,
труба богогласная σάλπιγξ θεόφθογγος,
показался еси Духа ώφθης του Πνεύματος,
и добродетелей наставник, και αρετών υφηγητής,
Никодиме Богоглаголивый, Νικόδημε θεηγόρε.
всем бо подаеши Πάσι γαρ παρέθηκας,
спасительная учения, σωτηρίας διδάγματα,
жития чистаго βίου καθαρότητος,
показуя сияние διεκφαίνων την έλαμψιν
богатством Божественных твоих словес, τω πλούτω των ενθέων σου λόγων,
имиже, яко свет, мирови возсиял еси. δι' ών ως φως τω κόσμω έλαμψας
***
Преподобный Никодим родился не около 270 лет назад – в 1749 году, в Греции, на самом большом острове архипелага Киклады - Наксосе.
Его крестили с именем Николай и дали хорошее образование: в Смирне Николай изучал иностранные языки и богословие. В 21 год (то есть в возрасте нынешнего выпускника вуза) он закончил учебу, ввернулся домой и стал секретарем митрополита Анфима. Проработав с владыкой около пяти лет, Николай решил, что его путь – монашество. И отправился на Афон.
26 летний юноша пришел на Святую гору и поселился в монастыре Дионисиат, где принял монашеский постриг. С этого момента жизнь по собственной воле закончилась – началось послушание. Бывший секретарь, он стал чтецом и письмоводителем.
Вскоре на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий. Так получилось, что буквально в это же время (совпадение ли?) в монастыре Ватопед была найдена рукопись «Добротолюбия». Митрополит познакомился с 28-летним монахом и поручил ему готовить одну из ценнейших рукописей Церкви к изданию. Это было начало литературных трудов Никодима.
Вскоре он оставил Дионисиат и перешел в Пантократорский скит в послушание к старцу Арсению Пелопонессу. Под его руководством он ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. Говорят, у преподобного Никодима была удивительная память: он знал Писание наизусть и свободно цитировал отрывки от святоотеческих творений.
В 34 года Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Как оказалось – до следующего послушания.
Митрополит Макарий снова посетил Афон и дал преподобному новую работу – редактировать творения преподобного Симеона Нового Богослова. Молчальничество пришлось оставить и вернуться к литературе. Теперь уже до конца жизни. Преподобный Никодим не только редактировал, но и писал свое, передавая ценнейший монашеский и христианский опыт жизни, чтобы все, кто желает, могли учиться тому, что сам он узнал и пережил, подвизаясь на Святой Горе.
Незадолго до кончины преподобный, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, преподобный Никодим перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, потому что сам не мог из-за болезненного состояния.
У них он и умер в июле 1809 год, в возрасти всего лишь 60-ти лет.
***
По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью.
Он написал предисловие к сборнику "Добротолюбие" и краткие жития подвижников, книгу "Невидимая брань" (на русский язык ее перевел святитель Феофан Затворник), книги "Учение об исповеди", "Благонравие христиан", «Новый избор житий святых», «Новый синаксарь» (перевод новой версии этой книги недавно был подготовлен в России и вышел в издательстве Сретенского монастыря), толкования Семи Соборных Посланий, составил канон в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы" и "Службу Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим"
Опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием "Венец Приснодевы», подготовил кизданию новую редакцию "Пидалиона" - греческой "Кормчей книги", в которой содержатся правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.
С древнегреческого на новогреческий язык преподобный перевел "Толкования Посланий святого апостола Павла" архиепископа Болгарского Феофилакта.
***
Вот некоторые отрывки из книги преподобного Никодима «Невидимая брань»:
Почему плохо много говорить?
Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему cамолюбию и что может показать нас, как нам мнится, с лучшей стороны. Многословие в больших случаях происходит от некоего горделивого самомнения, по коему, воображая, что мы слишком многосведущи и что наше мнение о предмете речи самое удовлетворительное, неудержимое испытываем понуждение высказаться и обильною речью с многократными повторениями запечатлеть то же мнение и в сердцах других, навязываясь таким образом им в учителя непрошеные и мечтая иметь иной раз учениками такие лица, которые понимают дело гораздо лучше учителя.
Перед разговором
Когда нужно тебе говорить, наперед добре рассуди о том, что высказать всходит на сердце твое, прежде чем перейдет то на язык твой, и найдешь, что многое из сего таково, что ему гораздо лучше не исходить из уст твоих. Но при этом знай, что и из того, что высказать кажется тебе делом хорошим, иному гораздо лучше оставаться похороненным в гробе молчания. Об этом иной раз сам ты узнаешь тотчас по окончании беседы.
Как правильно судить о происходящем?
Причина, почему неправо судим мы о вещах, о коих сказано пред сим, та, что не всматриваемся в глубь их, чтоб видеть, что они суть, а воспринимаем любовь к ним или отвращение тотчас с первого на них взгляда и по их видимости. Это полюбление их или отвращение к ним предзаемлют ум наш и омрачают его, посему он и не может право судить о них, как они есть воистину. Итак, брате мой, если желаешь, чтобы такая прелесть не находила места в уме твоем, внимай себе добре; и когда или видишь очами своими, или в уме представляешь какую вещь, держи сколько можешь желания свои и не позволяй себе с первого раза ни любовно расположиться к сей вещи, ни отвращение к ней возыметь, но рассматривай ее отрешенно одним умом. В таком случае ум, не будучи омрачен страстью, бывает в своем естестве свободен и чист и имеет возможность познать истину, проникнуть в глубь вещи, где нередко зло укрывается под лживо-привлекательною наружностью и где сокрываемо бывает добро под недоброю видимостью.
Когда видишь грех другого
…как грех брата будет не тайный, а явный, всем видный, ты старайся причину тому видеть не в том, что внушает недобрая страсть осуждения, а в том, на что может указать братолюбное к нему расположение, и скажи в себе: так как брат сей имеет много сокровенных добродетелей, то Бог для сохранения их от повреждения тщеславием попустил ему впасть в теперешний грех или малое время побыть под этим невзрачным покровом, чтоб он и самому себе, пред своими глазами, казался непотребным и, будучи за то презираем другими, пожал плод смиренномудрия и еще более благоугодным сделался Богу, так что в настоящем случае он получит больше пользы, чем сколько потерпел вреда. Пусть даже чей-нибудь грех будет не только явный, но и очень тяжкий и исходит из ожесточенного и нераскаянного сердца, ты и при этом не осуждай его, но возведи очи ума твоего к непостижимым и дивным судам Божиим, и увидишь, как многие люди, бывшие прежде пребеззаконными, потом каялись и достигали высокой степени святости, и как, с другой стороны, иные, стоявшие на высокой степени совершенства, падали в глубокую пропасть. Смотри, не подвергнуться бы и тебе такому бедствию за осуждение.
Как хранить внутренний мир?
- Прежде всего держи в порядке свои внешние чувства и бегай вольности во внешнем своем поведении, именно: не смотри, не говори, не махай руками, не шагай и ничего другого не делай как-нибудь смятенно, но всегда благочинно и тихо. Привыкши держать себя с благочинною тихостью во внешних своих движениях и делах, легко и без труда достигнешь того, чтоб мирствовать в себе самом в своем сердце, ибо, по свидетельству отцов, внутренний человек настроение свое приемлет от внешнего.
- Расположись любить всех людей и со всеми жить в согласии, как заповедует св. Павел: Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 18).
- Храни совесть свою незапятнанною, чтобы она ни в чем не обличала тебя и ни за что не грызла, но была мирна и в отношении к Богу, и в отношении к тебе самому, и в отношении к ближним, и в отношении ко всем внешним вещам. Такое хранение совести и рождает, и углубляет, и множит мир внутренний, как уверяет св. Давид: мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165).
- Навыкай без смущения сносить всякие неприятности и оскорбления.
То правда, что прежде чем приобретешь такой навык, много придется тебе помучиться и пострадать сердцем, по неопытности в управлении себя в таких случаях, зато когда приобретешь его, душа твоя начнет почерпать великое утешение из самих встречающихся неприятностей. При решимости день ото дня все лучше и лучше будешь ты управляться с собой и скоро дойдешь до того, что будешь уметь в мире хранить дух свой, при всех бурностях совне и внутри.
Если случится иной раз, что ты не сможешь управиться с сердцем своим и, отгнав тугу и скорбь, водворить мир в нем, прибегни к молитве и поприлежи ей, подражая Господу Спасителю, Который в саду Гефсиманском три раза помолился, чтоб дать тебе пример, что во всякой скорби и туге сердечной прибежищем должно иметь тебе молитву и что, как бы ты ни был опечален и омалодушен, не следует тебе отступать от нее, пока не дойдешь до того, что воля твоя совершенно согласится с волею Божиею и сердце твое, умиротворившись тем, исполнится мужественного дерзновения с радостью встретить, принять и перенести то, чего пред сим страшилось и желало избегнуть, как и Господь ужасался, тужил и прискорбен был, по молитве же, умиротворившись, спокойно сказал: Востаните, идем: се приближися предаяй Мя (Мф. 26, 46).
Как восстановить душевный мир?
Всякий раз, как впадешь в какое простительное погрешение, хотя бы то тысячу раз случилось на день, как только заметишь то, не мучь себя и не трать времени напрасно, но тотчас смирись и, осознав немощь свою, обратись уповательно к Богу и воззови к Нему из глубины сердца: "Господи, Боже мой! Я сделал это потому, что уж я таков, что от меня ничего другого и ожидать нельзя, кроме таких погрешений или чего-нибудь и больше того, если благодать Твоя не поможет мне, оставя меня с одним собою. Сокрушаюсь о сделанном потому особенно, что не отвечаю исправностью жизни Твоим о мне попечениям, но все падаю и падаю. Прости мне и дай мне силу не оскорблять Тебя более и ни в чем не отступать от воли Твоей. Ибо я усердно желаю работать Тебе и благоугождать и во всем быть Тебе послушным". Сделав это, не томись думанием, простил ли тебя Бог. Господь близ и внемлет воздыханиям рабов Своих. Успокойся же в этой уверенности и, успокоившись, продолжай обычные занятия, как бы с тобой ничего не случилось
О постоянстве в молитве
Стань молиться как следует молитвами заученными - молитва с самого начала начнет прививаться к душе, и по мере силы, с какою привьется, станет позывать молящегося возносить и свою, от своего лица, по своим нуждам слагающуюся в сердце молитву. И он при всяком молитвословии будет возносить к Богу такие молитвы. Таким образом, своя молитва в труде молитвенном имеет неотказно принадлежащее ей место и часть.
Молитва к Богу
Итак, всегда терпеливо молись Богу и о всем благодари Его, веруя и исповедуя, что Он благ к тебе и благ премудро, и есть твой любвеобильный Благодетель и в даянии, и в недаянии по прошению твоему, и по сей вере непоколебимым пребывай в смиренной покорности Божественному Промышлению, радостно и благодарно встречая все случающееся с тобой, и приятное и неприятное.
Читайте также: