Схиархимандрит Давид (Псаракис): Нужно продолжать бороться до самого конца (Часть 2)
- Какие уроки старца Иакова особенно запомнились?
- Старец Иаков всегда говорил нам о том, что нужно быть очень внимательными.
В греческом языке слова «внимание» ("προσοχή", "просохи") и «молитва» ("προσευχή", "просевхи") очень похожи. Легче быть внимательными и осторожными, чтобы не совершить грех, чем каяться, когда грех уже совершен. Лучше быть внимательным и не допускать болезнь, чем потом пытаться выздороветь, потому что выздороветь намного сложнее, чем просто не заболеть. Выздоровление требует много борьбы и намного больше силы, чем та, которую имеем мы, современные люди. К сожалению, мы не имеем той силы души и расположения к покаянию, изменению жизни, которое было у людей раньше. Тогда в принципе имели более аскетическое самосознание и взгляды на жизнь, более сильную тягу к изменению, исправлению того неправильного, что было сделано. Поэтому старец и говорил, что лучше не делать неправильное.
Внимание важно, но все совершается с молитвой. С молитвой совершаются чудеса, с молитвой мы можем изменить все, вплоть до воли Божией
- Покаяние, изменение ума – это очень трудно. В Евангелии от Матфея сперва Иоанн Предтеча говорит о покаянии, потом – Христос. Читаешь этот призыв – «покайтесь» – и до конца остается непонятным его смысл – что именно нужно делать и как?
- Покаяние – это не сожаление или раскаяние из области этики, когда человек говорит: «Извините, я сделал ошибку». Такое раскаяние – скорее что-то внешнее. Покаяние же – это когда я изменяюсь внутреннее, изменяю мой ум. В греческом языке слово покаяние – "μετανοία" ( "метаниа") – говорит о том, что это за процесс – перемена ума. Ум поворачивается в другую сторону ("μετά", "мета"), меняется, меняет свое направление и находит что-то новое. Мой ум становится другим, становится, как ум Христа, я учусь думать, смотреть на вещи, говорить, как Христос. Покаяние – это образ и способ жизни, процесс, который никогда нельзя завершить. Сколько человек будет жить - столько может каяться, изменять свой ум, разворачивать его от греха ко Христу, приближаться к Нему. Тысячи лет человек может жить, приближаясь к Богу, и никогда не сможет полностью вместить Его в своей душе.
- Какие ошибки мы, современные люди, совершаем в духовной жизни?
- Думаю, что грехи во все времена одни и те же. Страсти, которым подвержен человек, не меняются со времен Адама и Евы. Изменяется способ, которым человек грешит.
Мне кажется, что именно в последние годы, например, в Греции до кризиса, появилось много денег, и из-за этого – много жизненных благ, которых раньше не было, а это открыло двери для искушений. Человеку стали предлагать ложные блага, ложную радость, которые уводят от истинных, от Бога.
Я вижу, каким большим искушением для многих является интернет, тот же Фейсбук. Я не хочу сказать, что интернет и Фейсбук – это однозначно плохо. Важно, как ты их используешь. В интернете можно найти прекрасные вещи, которые принесут духовную пользу, но, к сожалению, многие люди используют его неправильным образом.
Я вижу, сколько людей, которые приходят в наш монастырь на исповедь, впали из-за интернета в тяжкие искушения. Искушения те же, что были раньше, но есть новизна в том, как человек в них вовлекается: если раньше, чтобы встретить грех, увидеть какое-то греховное проявление, нужно было по крайней мере выйти из дома, то теперь, если компьютер стоит у тебя в комнате, и ходить никуда не надо, все и так можно посмотреть. И сколько людей из-за этого впали в тяжкие грехи, потеряли семьи!
- И как надо бороться со страстями?
- Молитвой, вниманием к своей внутренней жизни и жизнью вблизи Таинств – исповеди, Причастия, - потому что именно через эти Таинства человек приобщается к Богу.
- Опыт, накопленный святыми подвижниками, – богатство Церкви. Как его перенимать, как следовать ко Спасению?
- Нужно любить Бога. Только любовь Божия может дать верное основание и критерий правильности духовной жизни. Я люблю Бога и борюсь с грехами, насколько сильно люблю, настолько сильно борюсь, и чем больше борюсь, чем сильнее люблю. И в каждый момент надо задавать себе вопрос: «Искренен ли я? Действительно ли веду борьбу, не уклоняюсь ли от нее?» И шаг за шагом, посредством духовного руководства, человек сможет найти свою дорогу.
Я думаю, что богатство, которое мы имеем в Церкви – это наши святые, потому что они – это живое Евангелие, живое благовествование. В святом есть настоящая любовь Христова, радость, сила, чистота, Бог находится рядом с ним, и это нельзя не почувствовать, не увидеть. Я почувствовал эту любовь от живого человека, когда оказался рядом со старцем Иаковом. Он принес ее в мою жизнь, так что я ощутил, что Бог – мой Отец.
Ощущение этой любви помогает и побуждает тебя самого искать ее и стремиться к тому, чтобы она жила в тебе самом.
- Как Вы нашли свою дорогу? Как поняли, что вам надо быть монахом?
- Думаю, что монашество и брак – это харизма, дар Божий, талант, о котором говорится в Евангелии. Это то же самое, что уметь красиво рисовать, прекрасно петь. Надо, чтобы человек искал, что у него внутри, какой в нем талант. К сожалению, часто мы не имеем силы даже для того, чтобы начать этот поиск и как следует искать, поэтому нередко Бог сам показывает нам дорогу. Так произошло и со мной.
До того, как стать монахом, я с детства ходил в храм, знал какие-то вещи о церковной жизни, но немного. У меня не было этого глубокого духовного поиска, и я не думал о возможность принять постриг.
Когда я увидел старца Иакова и познакомился с ним, то почувствовал в нем любовь Христову, присутствие Божие, и то, и что для живого современного человека возможно этого достичь. Одно дело – читать об этом в книгах, и другое – видеть живого человека, в котором воплощается этот опыт.
Первая мысль, которая мне пришла в голову, – что я хотел бы быть его сыном. Мне тогда было 20 лет, и это желание возникло с первого взгляда на старца. Я забыл моего отца, маму, - всех. Даже не то что забыл – но по сравнению с любовью, которая жила в старце, их любовь была ничем. И мне захотелось стать чадом старца и воспринять эту любовь. Вторая мысль была – что и я могу иметь в себе такую же любовь и потом передавать ее другим людям. Я почувствовал, что мой настоящий дом – здесь, в монастыре, захотел остаться и сказал об этом старцу. Он с большой рассудительностью сказал в ответ: «Нет-нет! Тебе надо закончить учебу в университете, отслужить два года в армии, и потом придешь» - «Но это столько лет! Мне придется ждать так долго, прежде чем прийти в монастырь!» - «Надо, чтобы ты хорошо подумал, помолился, а там посмотришь».
Как я потом понял, старец хотел, чтобы я сам почувствовал, было ли мое желание остаться настоящим. То есть чтобы не он сказал мне, а я по-настоящему почувствовал это в себе, чтобы желание по-настоящему исходило от меня самого.
Прошло два-три месяца, я не мог жить по-прежнему и продолжать учебу, пришел в монастырь к старцу и сказал, что не уйду. Он развел руки в стороны и сказал: «Да, дитя мое! Приходи! Монастырь открыт для тебя!».
Вот так я пришел в монастырь.
- Сейчас у вас тоже есть ученики, подобно тому. Как они были у старца Иакова?
- Нет, потому что я не старец, не игумен монастыря. В Греции только игумен монастыря может быть духовным отцом для монахов. Был период, когда наш игумен заболел и находился в больнице, так что монахов приходилось исповедовать мне, но это было по необходимости.
У меня есть духовные чада–миряне, которые живут и на Эвбее, и далеко от нашего острова – в Афинах, Салониках, даже за границей. Они периодически приезжают исповедоваться в монастырь, а так мы общаемся по телефону, обмениваемся письмами. Насколько могу, молюсь за них.
- Это трудно?
- Да, трудно. Но надо знать, что только с Божией помощью человек может перенести эти обязанности – молитвы, исповеди. Без Божией помощи он не сможет это поднять, потому что это очень тяжело. Это возможно только Богу.
- А что вы говорите своим чадам – что самое важное в жизни?
- В духовной жизни самое важное – то, чему нас учил старец Иаков, – терпение.
Терпение перед лицом трудностей, искушений. «Терпение» - это одно недлинное слово, но оно скрывает в себе очень многое. Чтобы у тебя было терпение, нужны молитва, Причастие, исповедь, участие в богослужениях, изучение Священного Писания, житий святых. Чтобы стяжать терпение, нужно по-настоящему жить духовной жизнью. Терпение – это возделывание души, вера и надежда.