Владимир Легойда: Спиливание креста в Киеве - претензия на демонтаж христианской цивилизации
- Как Вы оцениваете итоги визита Патриарха в Польшу?
- Святейший Патриарх регулярно совершает зарубежные поездки как в государства, входящие в состав канонической территории Русской Православной Церкви, так и находящиеся в зоне пастырской ответственности других христианских Церквей. Это разные страны, и визиты туда естественным образом отличаются по содержанию, по реакции местных жителей, по характеру экспертных комментариев. Поэтому, как мне мне кажется, сравнивать итоги пребывания Предстоятеля Русской Церкви в тех или иных государствах - неблагодарное дело.
В то же время визит в Польшу все-таки имеет серьезные особенности. Прежде всего, это первая за историю существования двух стран поездка Предстоятеля Русской Православной Церкви в польскую землю. Один этот факт вписывает этот визит в историю. Если мы обратимся к самой истории взаимоотношений народов России и Польши, то, к сожалению, вряд ли найдем период, который был бы благоприятен для подобного посещения. Да и в наши дни отношения остаются далеко не безоблачными. Поэтому за решением совершить визит в пределы польской земли стоит твердое желание переломить многовековую вражду, подозрительность и нестроения среди соседских народов. Это желание было встречено с полным пониманием Конференцией католических епископов Польши, в партнерстве с нами около трех лет работавшей над документом о примирении двух народов, подписание которого стало одним из центральных элементов визита. Иными словами, визит одновременно свидетельствует и об изменении отношений и создает предпосылки для дальнейшего качественного их улучшения.
- Иногда говорят, что российско-польское примирение находится в русле современной политической конъюнктуры...
- Конечно, всегда найдутся те, кто подвергнет сомнению любое доброе начинание. Замечу, что после многолетних исторических разделений, которые не излечиваются временем, восстановление мира возможно только в опоре на христианскую веру, на общий нравственный базис. Восстановить братские отношения особенно важно в наши дни, когда вызовы современного мира приобретают откровенно антихристианский характер. А что это значит? Не что иное, как постановка под вопрос самих основ современного мира, базовых принципов этики человеческих взаимоотношений. Все это слишком серьезно, чтобы быть просто конъюнктурой... Кроме того, если стремление русских и польских людей к преодолению вековой вражды ради отстаивания нравственных максим христианства, их желание быть союзниками, а не врагами в деле защиты своих духовных традиций пытаются назвать конъюнктурой, то здесь нечего сказать.
- Вы упомянули документ о российско-польском примирении. Будет ли этот призыв услышан теми, к кому христианские лидеры России и Польши обратили свое свидетельство?
- Совместное послание народам России и Польши Патриарха Кирилла и архиепископа Юзефа Михалика - документ, увидевший свет в результате длительной подготовительной работы. Взаимодействие православных и католических участников составления проекта, твердая воля в намерении добиться результата - это самые важные доказательства начала братского диалога, к которому призывает сам документ.
Подчеркну, что совместное послание - не политическая декларация в ряду тех, которые в наше время в изобилии появляются в общественно-политическом пространстве. Это попытка христианского понимания разделений между русскими и поляками и поиск путей их преодоления в русле духовных традиций обоих народов. Русская Православная Церковь и Епископская конференция Польши призывают своих последователей к осмыслению несовместимости искренней веры во Христа и непрощения собратьев, подозрительности и ненависти, непрерывному поиску виноватых.
В документе отмечается, что безбожные режимы XX столетия с одинаковой ненавистью относились ко всем верующим: «руководствуясь атеистической идеологией, эти режимы боролись со всеми формами религиозности и вели особенно ожесточенную борьбу с христианством и нашими Церквами». Память пострадавших за веру призывает нас к миру и общим делам против повторения безбожной истории минувшего столетия.
Надеюсь, что послание будет услышано не только верующими, но и всеми мыслящими людьми, которые понимают, что бесконечные взаимные обвинения - это путь слабого, недальновидного человека, не способного к созиданию. Эта надежда подкрепляется тем, что я лично видел в Польше, слышал от множества людей. Важно, чтобы сейчас эти слова нашли продолжение в дальнейших поступках и практических шагах.
- Польша - страна с католическим большинством, но визит Патриарха Кирилла проходил в том числе по приглашению Предстоятеля Польской Православной Церкви митрополита Саввы. Какова межправославная составляющая поездки?
- Святейший Патриарх посетил Польшу не столько ради общения с первыми лицами государства и подписания важных православно-католических документов. Его визит предоставил возможность вознести совместную молитву с прихожанами и клиром братской Православной Церкви. Это стало поистине сердцевиной всего визита.
Польская Православная Церковь не является Церковью большинства в Польше, но православные поляки живут полноценной религиозной жизнью, пользуются уважением и поддержкой. Активное братское общение с Русской Православной Церковью подчеркивает независимый характер Польской Православной Церкви, ее ключевую роль в развитии православно-католического диалога.
Незабываемые впечатления оставило у нашей делегации посещение Марфо-Мариинской обители на Святой горе Грабарка. Для участия в богослужении с предстоятелем Русской церкви собрались десятки тысяч людей. Увиденное нами не может не потрясать. По силе ощущений это сравнимо с тем, что испытывает православный паломник, прибывающий, например, 1 августа в Дивеево на празднование памяти преподобного Серафима Саровского.
- Со временем визита в Польшу совпали два громких события: приговор по делу панк-группы «Pussy Riot» и совершенное «FEMEN» в их поддержку спиливание креста в Киеве. Как бы Вы их прокомментировали?
- Очень точно в данном случае - именно «громкие». Не более. Польский визит, быть может, и прозвучал тише в некоторых СМИ, но это событие, в отличие от упомянутых Вами, действительно историческое.
Что касается приговора панк-группе, то официальная позиция Церкви еще раз прозвучала в заявлении Высшего церковного совета. Не вижу необходимости сейчас еще что-то добавлять к этому. А вот о киевском вандализме надо сказать несколько слов.
Спиливание креста сложно потом будет на голубом глазу назвать просто «этической ошибкой». Это вызов существующей культуре, в основании которой находится Крест - жертва Спасителя. Понимаете, миллионы людей сегодня - верующие и неверующие, христиане и агностики - живут в соответствии с нравственными принципами, которых могло бы просто не быть, если бы две тысячи лет назад не было Голгофы. Уничтожение креста ради минутной популярности - это, конечно, глупость. Но это, к сожалению, больше и хуже, чем глупость. Повторю, христианский крест - в основании современной культуры. Логически, исторически, эстетически, нравственно - как угодно. Отказ от креста - это отказ от смысла, которым веками жила культура человека, жили миллионы людей. И ведь все это уже было в нашей истории.
Кроме того, данная акция является абсурдной еще и потому, что люди, якобы борющиеся за свободу, уничтожают крест, воздвигнутый в память тех, кто пострадал в действительно несвободное время и жизнью своей утверждал наше право быть свободными.
Идея спилить крест вырастает не на пустом месте. Почву для нее готовят те, кто на весь мир заявляет о безграничной свободе творчества, о том, что художник всегда прав. Увы, среди них респектабельные журналисты, эксперты, писатели, музыканты, которые борются за свободу оскорблять и издеваться. Это, повторяю, уже не просто тривиальная антицерковная кампания, это претензия на демонтаж христианской цивилизации.
То, что это событие прошло в дни визита Предстоятеля Русской церкви в Польшу, лишь укрепляет нас в стремлении сообща с польскими католиками отстаивать традиционные христианские ценности европейского континента. Мы не хотим оставить своим детям общество, построенное на лжи, безнаказанности и ненависти, общество, которое восхваляет ненавистников христианской веры.