Новый облик Храма Татианы
Вектор социального заказа
- Алексей, как Вы получили этот заказ?
- Ко мне обратился ректор Виктор Антонович Садовничий с просьбой создать мемориальную доску для храма мц. Татианы. Причем этот заказ должен был стать достойным вкладом в современное искусство, в каком-то смысле - градостроительным актом. Сама мемориальная доска в данном случае получалась немножко нестандартной. Обычно, когда мы говорим о мемориальной доске, представляется некая табличка, которая говорит нам о памятной дате и имеет какую-то художественную составляющую, как правило, очень ограниченную: профиль знаменитости, персонажа, надпись...
В данном случае нужно было учитывать, что это алтарная апсида (это главное), и что она выходит на Манежную площадь, на Моховую улицу. Там очень серьёзный архитектурный вектор, начиная с дома на набережной через дом Пашкова, Кремль, Манеж, библиотеку имени Ленина, вплоть до реконструированной Щусевской гостиницы «Москва». То есть, присутствует такой государственный, державный вектор, который архитектурой в данном случае доказывается.
Потом - это университетский храм. Причём он построен в стиле московского высокого ампира. Все предпосылки, которые были изначально, говорили о том, что нужно делать вещь, которая максимально органично смотрелась бы в этой парадигме. Конечно, это должен быть некий вклад. Основной вопрос, который мы обсуждали - каков должен быть язык? В данном случае я по-своему ответил на этот вопрос.
Культура латинской учености в монументальных формах
Барельеф достаточно большой - метр шестьдесят в высоту, метр двадцать в ширину, это монументальная форма. Эстетический адрес - латинские памятные доски, римские. Они были бронзовые, мраморные, любые, делались совершенно по разным поводам. Это определённая культура, архетип. Почему именно латинская? Потому что университетская культура - это изначально культура латинской учёности. Так или иначе, институция университетов сформировалась при монастырях, причём при монастырях греко-латинских, монастырях классической средиземноморской культуры.
И на нашу почву это тоже было принесено через Греко-славянско-латинскую академию, корни у нас те же самые, и учёность европейская базируется на учёности римской, афинской. Мало того, по сути ведь все классические стили - и ампир, и классицизм - базировались на греко-римских ордерах, то есть были связаны с культурой средиземноморской классической античности. Мало того, святая мученица Татьяна - это римская святая третьего века, святая римской античности по сути, то есть, человек той самой культуры, культуры античного Рима. Она пострадала в эпоху Александра Севира, и это ещё не падение Рима, это высокий Рим. Дух Святой должен обязательно быть отображён в образе. Очень важно решение о том, что эту мемориальную доску должен венчать образ мученицы Татьяны. Это абсолютно правильное решение, бесспорное в данном случае.
В то же самое время можно сколько угодно опираться на любые эстетические адреса и корни, но язык должен быть авторским в любом случае, должно быть некое переосмысление.
- Из какого материала будет барельеф?
- Материал будет современный, композитный. Это аналог Бьянко Каррара, белого мрамора из Каррарского разреза, самого главного статуарного мрамора всех времён и народов. Природный мрамор не очень хорошо живёт в нашей среде. Именно по этой причине мраморных скульптур в России в экстерьере практически нет. В своё время они в Царском селе стояли, но это всё превращается в хлам очень быстро.
В данном случае в материале порядка 80% мраморной муки, и этот материал, дает немалые возможности для самовыражения художника. В то же самое время он максимально точно соответствует нашей климатической зоне. То есть, он даёт возможность делать в России скульптуры в белом цвете, потому что бронза предполагает тёмный цвет или какое-то декоративное покрытие, серебрение, что практически «убивает» структурные характеристики произведения. Всё-таки монументальная скульптура - это или темная бронза или белый камень, потому что эти материалы максимально выражают пластический объём.
Мученица Татьяна и два архиерея
- Чему посвящен этот памятник? Какими эстетическими средствами Вы передаете его основную мысль?
- Это памятник событию, даже двум событиям, из которых одно повторяет другое. Святитель Филарет, митрополит Московский, освятил храм. Это было первое освящение. В силу всем известных причин храм некоторое время не был храмом. И наш почивший Патриарх Алексий Второй вновь его освятил, но так получилось, что освятил ещё и нижний престол во имя уже прославленного во святых митрополита Филарета. То есть, два этих архиерея связаны. Они связаны тем, что оба освящали этот храм, и второй освящал храм уже с престолом во имя первого. Связь тут железная.
По ощущениям это были два человека античной культуры, абсолютно.
Митрополит Филарет - это наше всё. Это же удивительно, что он жил и, более того, состоял в переписке с Александром Сергеевичем Пушкиным. Это были два абсолютно античных человека, в лучшем понимании античных. То есть, людей, для которых греко-латинская культура стала органичной составляющей русской культуры. Они фактически были проводниками классической культуры. Русский интеллектуал - он должен быть таким как митрополит Филарет. А митрополит Филарет не только интеллектуал, он ещё и святитель. Для меня вопросов нет о легитимности данной темы.
Всё это, конечно же, объединяет мученица Татьяна. Удивительно, что культ мученицы Татьяны получил распространение именно в России, больше нигде. В Риме даже мощей её нет. Так получилось, что в день памяти мученицы Татьяны был основан наш университет. Что самое интересное, на всех, даже католических, сайтах, когда пишут о мученице Татьяне, упоминают о её покровительстве студенчеству. Это удивительно, потому что она стала патронировать студенчество после того, как в России был основан университет.
То есть, эта доска - памятник не митрополиту Филарету и не Патриарху Алексию, а событию. В данном случае получилось произведение современного церковного искусства, потому что действительно не хотелось делать какую-то замыленную, официозно стандартную вещь. Когда увлекаешься процессом, стоит помнить, что отчитываться будешь не перед градоначальником и не перед архиереем, а перед тем святым, в память которого ты это делаешь.