Протоиерей Стефан Ванеян: Нужно внимание к современному состоянию искусства
- Отец Стефан, почему именно Вы стали заведующим кафедры церковных искусств и археологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры?
- Господь так распорядился. Не скажу, чтобы я сам как-то специально стремился или прилагал особые усилия к тому, чтобы стать заведующим. Видимо, мой опыт показался подходящим для того, чтобы доверить мне эту кафедру. Я – выпускник исторического факультета Московского Университета, к моменту основания кафедры в ОЦАиД уже довольно долго преподавал в МГУ теорию искусств и методологию искусствознания на историческом факультете, заведовал кафедрой истории и теории христианского искусства в ПСТГУ. Наверное, такое совмещение светского и церковного служения показалось священноначалию целесообразным, и мне предложили должность заведующего.
- А какие были цели у Вас при создании кафедры?
- Мой опыт совмещения светской и церковной науки подсказал, что в этом новом учебном заведении как раз и можно попробовать совместить знания, накопленные светской наукой, и опыт, который есть у Церкви и науки церковной.
Искусствознание ведь совсем молодая наука, оно возникло в XIX веке и за прошедший XX век существенно преобразилось: от строгих академических форм оно стало заниматься, например, проблемами визуальности, приблизилось к антропологии. При этом у нас есть и традиция церковного взгляда на искусство – церковная или христианская археология, которая является весьма почтенной дисциплиной и превосходит светское искусствознание возрастом и опытом. И мне рисовалась перспектива развития обновленной церковной археологии, христианизированного искусствознания.
Искусство вмещает в себе самые разные аспекты человеческой жизни, и тот, кто берется его изучать, тоже должен совмещать в себе знания о самых разных направлениях, принципах, традициях.
Немаловажная область – сакральное, священное искусство, которое служит Церкви, Богу, вере, нагядно воплощает религиозный опыт. Границы светского искусствознания могут отчасти сдерживать и ограничивать исследователя, фактически он может описывать предметы искусства, но содержание, которое в них заключено, остается для него не вполне доступным. Когда мы приступаем к изучению церковного искусства, к общению с ним, возникают вопросы о том, как изучать – отстраненно или вовлеченно, только ли разумом или должны быть задействованы в том числе и чувства? Церковное искусство – это не просто область для исследования, но нечто большее. Оно создавалось в неразрывной связи с молитвенным опытом, и чтобы понять его, также необходим этот опыт, умение созерцать предметы искусства. Такое молитвенное созерцание включает в себя и поклонение Тому, Кто изображен, и образы в этом искусстве – не самоцель, а только посредничающая инстанция.
Думаю, что кафедра церковных искусств и археологии ОЦАиД воплощает возможности и перспективы такого междисциплинарного подхода, совмещающего в себе церковный опыт и богатства светской науки, а также знания из области других церковных наук - накопленные другими церковными дисциплинами - богословием, библеистикой, литургикой, церковной историей и так далее. Междисциплинарный подход дает возможность открыть нечто новое в уже изученном и известном, а также более глубоко и правильно оценить то новое, что появляется в искусстве сегодня.
- Сколько преподавателей на кафедре?
- В штате – только я. Но все нормально, для чтения курсов и спецкурсов привлекаются специалисты из других вузов, в основном – из МГУ и ПСТГУ.
- Предметы, касающиеся истории и теории искусства, обязательны для всех учащихся ОЦАиД?
- Для аспирантов – да.
Что касается магистрантов, набор предметов, которые они должны освоить, зависит от выбранной специализации. Если выбранный профиль предполагает знакомство с историей и современным состоянием искусствознания, то, конечно, освоить эти предметы вменяется в обязанность.
- А если профиль не предполагает? Разве будущий богослов или церковный дипломат не должен обладать хотя бы базовыми знаниями в области искусства?
- Вопрос хороший. Магистратура у нас очень молодая, все только начинается, так что, думаю, в будущем базовые знания в области искусства будут получать не только магистранты нашей кафедры. Наверное, в том числе и от меня зависит, будут ли история и теория искусства входить в число обязательных курсов для студентов ОЦАиД.
- Многие собираются писать работы на вашей кафедре?
- В июне этого года к нам поступили трое магистрантов. Есть шесть аспирантов и два докторанта.
- Какие темы для Вас лично самые интересные?
- Как специалисту по методологии, мне интересна тема, посвященная наследию величайшего отечественного иконогорафа Н.П. Кондакова, которой занимается один очень достойный аспирант, подмосковный священник. Аспирант замечательнейшим образом включатся в эту тему и развивает ее. Очень трогательная и замечательная тема у одного иеромонаха – о садово-парковых ансамблях монастырей XIX века. Готовятся работы по истории монастырей. У одной достойнейшей моей аспирантки тема работа посвящена сакральному искусству Сиены XIII века. Аспирантка бывает в этом городе, свободно владеет итальянским языком, и эта работа – пример того, как можно изучать инославную традицию. Хотя XIII век – это романское искусство, и в нем прослеживается влияние Византии. Автор работы – выпускница ПСТГУ, и для нее изучение сиенского искусства – повод поговорить в том числе и о литургических измерениях искусства.
- Как строятся занятия? Только ли это лекции или предполагается и некая практика, в том числе – посещение музеев и непосредственное знакомство с произведениями искусства под руководством преподавателей?
- Теория и практика совмещаются: есть и лекции, и семинары, хотя в основном все это – занятия в аудитории. Конечно, для искусствоведа необходим живой контакт с произведениями искусства, и в рамах учебной программы предусматривается посещение выставок и галерей. Со студентами ПСТГУ мы, конечно, посещаем музеи, думаю, что в будущем и для студентов ОЦАиД такие экскурсии станут регулярными, возможно даже, совместными с учащимися ПСТГУ. Пока это – в планах.
Вообще, думаю, что знакомство с произведениями искусства, причем не только классического, но и современного – очень актуальная тема. Необходимо развитие церковной художественной критики, которая опиралась бы на качественные знания в области теории и истории искусства. Нужно внимание к современному состоянию искусства, церковный взгляд и церковная оценка любых, даже самых радикальных опытов. Церковная критика могла бы трезво оценивать эти явления и, обладая соответствующими научными знаниями, помещать их в общий контекст. Может быть, это даже самое интересное, что можно будет делать в рамках нашей кафедры.
- Аспирантура имеет непосредственное отношение к ОВЦС. Темы, которыми занимается кафедра, связаны с внешней церковной деятельностью?
- Нет, Кафедра в этом плане самостоятельна. Но, конечно, наше учебное заведение едино и с другими кафедрами мы сотрудничаем.
- Вы предоставляете возможность заграничных стажировок, если студент изучает зарубежное искусство?
- Обязательно, по умолчанию. Мы предполагаем необходимость знакомства с коллекциями, памятниками, библиотеками. Так что стажировки вполне реальны, осуществимы и возможность их зависит от выбранной темы работы и энтузиазма студента.
- Вы говорили о том, что на кафедре читаются спецкурсы, то есть предполагается, что базовые знания в области искусствоведения у магистранта есть. А если студент хочет изучать искусство, но, скажем, в семинарии ему не удалось получить необходимых знаний?
- Институт магистратуры предполагает определенную подготовку, ведь, чтобы поступить на соответствующую специализацию, нужно сдать экзамен и показать базовые знания. Качество подготовки – это вопрос и самосознания магистранта. Он должен осознавать, что ему надо для работы, а задача научного руководителя – проследить, чтобы все необходимые знания у студенты были и все пробелы были восполнены. При необходимости базовые курсы можно прослушать в МГУ или ПСТГУ (кафедра может в этом помочь). Также в учебном плане предусмотрено много часов для самостоятельной работы, в том числе – чтения специализированной литературы и работы в библиотеках.
Отдельный и важный вопрос – непременное знание иностранных языков. Английский язык обязателен для всякого образованного человека, немецкий и французский – языки искусствознания и христианской археологии.
К слову о сотрудничестве между кафедрами – языки можно очень хорошо выучить на кафедре иностранных языков ОЦАиД, которая представлена просто блестяще!
- Вы предполагаете помогать студентам в трудоустройстве?
- Трудоустройство выходит за рамки нашей деятельности, но практика и стажировки предполагают помощь студенту, чтобы он мог сориентироваться в том числе и в ситуации на рынке труда, понять, где он мог бы и хотел бы применить полученные знания. На самом деле, сейчас достаточно мест, где можно себя найти. Искусствовед – вполне востребованная специальность, начиная с сотрудничества в музее и заканчивая преподаванием, потому что хорошо образованных православных преподавателей сейчас не так и много. Разумеется, можно заниматься наукой – для этого должно быть желание участвовать в научном дискурсе, а остальное приложится по милости Божией.