Выставка «Путь от иконы к авангарду» в Новой Третьяковке

В конце сентября в Новой Третьяковке на Крымском валу открылась выставка «От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми», на которой впервые московской публике будут показаны шедевры пермского собрания. О том, как сделана выставка и о представленных на ней произведениях искусства — в репортаже Дарьи Ивановой.

История Пермского края насчитывает тысячи лет, на её территории существует множество археологических памятников, некоторые из которых относятся к каменному веку. В 1720 году Петр I приказал Василию Татищеву построить на Урале завод по выплавке меди и серебра. История города начинает отсчёт от 15 мая 1723 года — с начала постройки Егошихинского медеплавильного завода. Город активно развивался, губерния обрастала заводами. Уже в 1873 году в городе было газовое освещение, а с 1902 — электрическое. В 1916 году открылся первый на Урале университет, а в 1922 году — Пермская художественная галерея. Памятным датам истории города и посвящена новая выставка.

Зал 1

В первом зале представлены памятники христианского искусства, охватывающие период с конца XV по XVII века. Территории Перми Великой с XVI века стали активно осваиваться знаменитой династией солепромышленников Строгановых. Они занимались не только промышленностью и изучением новых территорий, но и привнесением на них высокохудожественных памятников искусства. Промышленники заказывали в Оруженой Палате, мастеров которой называли «государевыми изографами», иконы для вкладов в церкви, ими же построенные в Перми и округе. Иконы этого круга стали именоваться «строгановским письмом», которое повлияло на формирование региональной Сольвычегодской иконописной школы высокого уровня.

На фото представлена икона «Троица Ветхозаветная», авторства Ильи Филиппова. Это единственный образ, предписываемый изографу, выполненный в лучших столичных традициях живоподобия.




Также в Пермской художественной галерее есть четыре иконы из пяти ныне известных, приписываемых Семёну Хромому, считавшегося «кормовым» иконописцем Оружейной палаты. На выставке представлено две иконы изографа — «Рождество святого Иоанна Предтечи» и «Неделя всех святых», выполненных в период между 1611 и 1616 годами.

Сольвычегодская мастерская славилась и своим лицевым шитьём. На выставке представлены памятники этого искусного мастерства, созданные в XVII веке. Это кропотливый труд, в который вкладывалось не только большое количество времени, но и материальных ресурсов, так как использовались серебряные и золотные нити, а также дорогие шелковые и бархатные ткани.

На фотографии — воздух со сценой «Положение во гроб с двенадцатью апостолами», который происходит из соборный церкви села Усолья. Памятник поступил в собрание вследствие экспедиции Пермского художественного музея. 

Зал 2

В следующем зале представлена пермская деревянная скульптура. Этот вид искусства встречается довольно редко, но в Пермском же крае этот вид скульптуры приобретает особую популярность. В работе Николая Серебряникова «Пермская деревянная скульптура» указано, что в собрании Пермской галереи числится 280 единиц хранения таких памятников, что является самым большим собранием деревянной скульптуры в России. На выставке представлены образцы, созданные в XVIII-XIX веках, на которые явственно повлиял стиль барокко, а также характерные региональные черты пермской традиции.

«Распятие» происходит из села Шакшер Пермской области. Образ наполнен резкой экспрессией, что создается с помощью выделения строения мышц и скелета Христа, которые своей графичностью создают резкие отбрасываемые тени. Подобный натурализм присущ XIX веку — времени создания скульптуры.

Скульптурная композиция «Ангелы коленопреклоненные». Ангельская тематика часто встречается в деревянной скульптуре, датированной XVIII веком. Ангелы предстоят перед несохранившейся центральной композицией, а левкас и позолота растворяют скульптуры в свете, ведь ангелы не имеют материи.

Зал 3

Заключительный зал посвящен русскому искусству XX века. Пермский художественный музей обладает одной из наиболее обширных коллекций русского искусства среди региональных галерей. В формировании Пермской коллекции значимую роль сыграл Игорь Грабарь, который консультировал музейных работников по работе с фондами. В это время галерея одна из первых стала собирать современное авангардистское искусство среди других отечественных музеев, что произошло с легкой руки директора и главного хранителя музея — Николая Серебрянникова, отлично разбиравшегося и высоко ценившего авангард. В обогащении собрания сыграл роль и обмен картинами со Свердловским музеем, особенно последние десятилетия XX века, когда музей получил возможность покупать новые экспонаты. 

Жемчужиной собрания искусства XX века Пермской галереи по праву можно считать «Портрет мальчика» кисти Кузьмы Петрова-Водкина. Картина совсем небольших размеров написана художником в 1913 году. Зеленый фон, изображающий колышущуюся листву, выделяет лицо юноши, который с задумчивой серьезностью смотрит на зрителя.

Также в галерею попала серия эскизов Александра Дейнеки, сделанных художником для панно к международной Парижской выставке. Дальнейшая судьба панно неизвестна, сохранилась только картина «Стахановцы», экспонируемая в Русском Музее в Санкт-Петербурге. 

Выставку можно посетить до 25 февраля 2024 года. Сейчас проходит вторая часть лекций, посвященная выставке. Анонсы можно найти в телеграм-канале Третьяковской галереи.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале