Плакатное православие, или Почему Церковь всегда молода
С одной стороны, любому человеку приятно, когда его религиозные убеждения разделают известные люди, чье мнение является для него значимым. Возможно, прохожий, кинув взгляд на плакат, остановится, задумается о том, как давно он не был в храме, о том, что Евангелие — это не просто книжка, которая пылится у него на полке, а текст, который стоит перечитывать. Очень хорошо, что благодаря этим плакатам люди увидят, что Православие — это не только епископы и священники, но и мы, миряне.
С другой стороны, в сети уже можно найти информацию о том, что цитаты на плакаты и портреты их авторов были помещены без согласия со знаменитостями. Молодые люди нашли в Интернете высказывания о вере, фотографии звезд, затем сделали плакаты и решили их повесить. В результате акция с самого начала может восприниматься некоторыми людьми, как не очень достойное дело — поскольку она была сделана не слишком честно по отношению к людям, которые смотрят на нас с плакатов.
Но лично у меня есть более серьезные вопросы, которыми я хочу поделиться с читателями. Представим себе, что мусульмане или атеисты также закажут подобную серию плакатов. В результате на прохожего будут смотреть, например, Валерий Золотухин, Виталий Гинзбург и Мухаммед Али. Все они — люди очень достойные, известные, и среди их высказываний можно найти хорошую цитату о необходимости делать добро. В результате люди станут выбирать религию или атеизм не потому, что христианство ближе всего им по взглядам, не потому, что у них произошла встреча со Христом, а потому, что христианином является такой-то достойный человек. Теперь представим себе иную ситуацию, при которой человек встретится в храме с недостойным священником, выйдет на улицу и встретит хороший плакат с изображением Виталия Лазаревича Гинзбурга и каким-то его мудрым изречением. (Я имел счастье один раз брать у него интервью, и могу засвидетельствовать, что это был чрезвычайно достойный человек с очень большим обаянием и тактом, которого волновали вопросы существования Бога и у которого, по выражению Марины Журинской, несомненно, была душа). Означает ли это, что христианин должен уходить из Церкви и становиться атеистом? Мы, христиане, скажем, что грубость одного верующего или священника не должна заслонить собой Христа, но ведь мы помним выражение апостола о том, что «из-за вас имя Божие хулится». Иными словами, подобная имиджевая реклама накладывает большую ответственность на каждого члена Церкви.
Наконец, представим себе, что человек идет по улице из храма и видит на плакате знаменитость, которая ему глубоко антипатична. Ну, например, рок-музыкант Константин Кинчев или журналист Аркадий Мамонтов, которые также присутствуют на плакатах. Ни Церковь, ни звезды не виноваты в том, что они кому-то не нравятся, но при создании имиджевой рекламы, неизбежно, происходит закрепление двух известных брендов (недеюсь, читатель простит мне это слово по отношению к Церкви), и последствия такого закрепления могут быть непредсказуемыми.
Кроме того, без ответа остается самый главный вопрос, зачем необходима подобная реклама? Многие священники и так говорят о том, что большинство людей, желающих принять крещение, не очень представляют себе, зачем они приходят ко Христу. Люди иногда воспринимают Церковь как клуб по интересам, в который можно вступить и из которого можно уйти, публично хлопнув дверью. Теперь ситуация может осложниться тем, что в храмы пойдут люди, желающие узнать, что привело в нашу Церковь Вячеслава Бутусова или Юрия Вяземского. Человек переступит порог храма, и уже от каждого из нас зависит, останется он в Церкви или уйдет.
И все-таки появление этих плакатов вещь обнадеживающая — она означает, что молодые православные христиане понимают, что их вера не ограничивается стенами храма, они не боятся мнимой опасности клерикализации, но заявляют о том, что вера во Христа — это не удел разочаровавшихся неудачников, что Церковь – не приют несчастных глупых людей. Эта акция должна окончательно похоронить виртуальных противников Церкви, которые в социальных сетях с упоением рассказывают друг другу о том, как плоха и скучна наша вера. Очень надеюсь, что Владислав Третьяк и Николай Валуев окончательно убедят скептиков в том, что христианство — это вера сильных мужественных стойких людей. И дело здесь совсем не в физических кондициях человека. А в том, о чем писал в IV веке святой Амвросий Медиоланский: «Сам мир, который вначале образовался из связанных стихий благодаря бестелесной первопричине на молодом небесном своде, или был покрыт мраком и холодом с еще беспорядочно запутанными сущностями; впоследствии разве он не получил, благодаря упорядоченному различению неба, морей и земли, те формы вещей, которые кажутся прекрасными? Земли, освобожденные от сырой темноты, изумились новому солнцу. Дни вначале не сияли, но по прошествии времени засверкали с усиливающимся светом и возрастающим теплом». Святитель Амвросий был убежден, что Церковь — это не место, где только сохраняют традиции прошлого, но место, где происходит преображение человека и мира, его развитие и улучшение. Нам, христианам, стоит прислушаться к этим словам, и превратиться из брюзжащих и пугливых стариков, в сильных молодых и радостных людей, способных изменить самих себя и мир.