У Церкви и науки очень много общего
- Мой первый вопрос - про принятый на недавнем съезде Российского союза ректоров документ под названием "Стратегическая инициатива "Новое образовательное измерение", получивший широкое распространение в медийном пространстве. Наибольшее внимание вызвал пункт, где ректоры призывают мировое образовательное сообщество "хранить религиозные ценности и духовно-нравственные ориентиры во всем их многообразии". Обращение ректоров к религиозным ценностям отметил в своем выступлении на съезде и Святейший Патриарх. Откуда вдруг такое внимание к религиозной проблематике?
- Думаю, что присутствие этого пункта или, по крайней мере, подчеркивание его означает следующее. Ректоры заявили о том, что у нас, у академического сообщества, общие с Церковью задачи в сфере воспитания и образования. Причем мы ведь говорили о духовно-нравственном воспитании как об одной из основных функций школы. Церковь со своей стороны делает то же. Вместе с тем мы подчеркнули в тексте, говоря о религиозной традиции: "во всем многообразии", подразумевая тем самым многообразие конфессий, религий, каждая из которых ставит перед собой ту же самую задачу.
Мне кажется, такие стратегические инициативы особенно важны в переживаемый нами период, когда мир захлестнула волна отрицания именно духовных ценностей, когда все мы, по сути, придавлены той негативной волной, которая идет с экранов. Очень важно, чтобы молодежь все-таки была бы хорошо воспитана, предана нашей стране, как это было на протяжении всей истории. Здесь нет ничего особенного - так было всегда, просто мы об этом особо сказали на нашем съезде. Мне кажется, это не стоит рассматривать как какую-то агитацию. Просто наряду с другими тезисами в этом пункте мы подчеркнули значение духовно-нравственного воспитания, и в том числе свое отношение ко всем конфессиям, к религии.
- То есть это констатация изменившейся атмосферы?
- Ну, безусловно, сформировавшегося положения и актуальности таких вопросов. В то же время я хочу обратить внимание на такой факт: уже 70 высших учебных заведений России имеют свои домовые храмы. А первым, напомню, открыл домовый храм (в статусе Патриаршего подворья) Московский университет.
- Недавно Патриарх Кирилл на встрече в Калининграде со студентами Российского гуманитарного университета имени Канта сказал о том, что Церковь готова и очень хочет активно развивать диалог с наукой. А готова ли к встречному шагу российская наука?
- Вы знаете, я присутствовал на последних Рождественских чтениях, где патриарх выступил с большой речью. Значительная часть его выступления была посвящена науке. И я впервые услышал из уст человека, который возглавляет Церковь, такие рассуждения о науке. Я сам ученый и должен признаться, что все, что сказал Его Святейшество, мне было по душе. Потому что им было сказано и о том, что наука есть факт, наука, если угодно, служит развитию человечества. Наука - это некоторое совершенство, в том числе и мысли, и души человеческой. Потому что всяческие научные открытия расположены как бы на грани этих областей - это и открытия интеллекта, и душевный порыв. И Святейший подчеркнул, что и у Церкви, и у науки очень много общего. То есть вся речь патриарха была посвящена сигналам, которые он посылал научному сообществу.Я хотел бы сказать, что это не означает, что все ученые стали служить другим ценностям. Нет, ученые всегда служили и будут служить науке. Но то, что они могут быть верующими, то, что очень много общего в исследованиях и в этом душевном служении своему идеалу, вере, это несомненно. Здесь нельзя запретить - мол, если ты занимаешься наукой, верить не смей или, наоборот, если ты в душе такой, то не занимайся наукой. Нет, это не так, и вообще вся история научных исследований являет примеры того, о чем я сказал. Очень важно подчеркнуть, что наука - это поле ученых, это есть поиск истины, объективной истины, и это абсолютно необходимо для науки и будет полем науки - то, что каждый исследователь может исповедовать какие-то идеалы. Поэтому связь здесь очевидна. Тем более что многие вопросы, которые ставит наука, на самом деле ставит по-своему и Церковь.
- Есть ли какая-то граница научного исследования - скажем так, научной практики, - очень тесно соприкасающаяся с этической проблематикой, где возможен голос Церкви, религиозных деятелей? Та же самая генная инженерия, биотехнологии - вопросы, которые вызывают большие споры?
- Да, подобные вопросы вызывают в обществе споры. Но я хотел бы напомнить, что еще и сами ученые всегда принимают какие-то собственные хартии, посвященные подобным проблемам, то есть, безусловно, относятся к этому очень ответственно. Мы знаем и на примере проекта атомного оружия, что именно ученые первыми сказали правду о возможных последствиях его применения. Это было важно для человечества - знать правду, что это оружие разрушительное, способное привести вообще к гибели человечества. Это сказали ученые. Также и в последнее десятилетие ученые говорят об этом, и есть запреты ряда сообществ, лабораторий, равно как и государственные запреты, на те или иные применения достижений, которые могут привести к необратимым последствиям. Всегда наука будет в этом смысле самоограничиваться - не навредить человечеству, не привести к гибели человека. Не зря очень сильно сейчас развито движение, призывающее минимизировать опыты над живыми существами, заменять их моделями.
Точно так же и Церковь - она призывает к сохранению этого главного богатства, которое называется "человек". Во многих заявлениях церковноначалия фактически звучит то же - ну, на своем языке, в меру того, что Церковь говорит. Я, конечно, исключаю крайние точки зрения, но в целом это так.
- Виктор Антонович, мы с Вами беседуем в стенах университетского храма, возрождение которого было бы невозможно без Вашей активной поддержки и без активной поддержки приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия. Конечно, хотелось бы воспользоваться возможностью и попросить Вас поделиться воспоминаниями о Патриархе. Какое самое яркое впечатление он оставил у Вас?- Святейший Алексий сыграл огромную роль в духовном возрождении молодежи. И то, что он стоял у истоков возрождения храма Святой Татьяны при Московском университете, говорит о том, что он очень многое хотел сделать для воспитания молодежи и возрождения духовных ценностей. И многое сделал. Это были трудные годы и трудные дни, когда общество существовало в немного ином измерении, главенствовали другие ценности. В целом надо было переломить настроения. Восстановить Татьянину церковь можно было только при очень большом желании, и Его Святейшество тогда сыграл в этом смысле выдающуюся роль. Я очень благодарен ему за ту поддержку, которую он оказывал.
Ну, и потом, каждый год проходили его встречи со студентами, причем на встречи приходили тысячи студентов. В своих выступлениях на Рождественских чтениях Святейший постоянно заострял идею важности воспитания молодежи и очень многое для этого сделал. Не говорю уже о той титанической работе, которую он провел в целом в России по возвращению храмов, возрождению духовного стержня общества. Но для Московского университета его роль была исключительно велика.
У меня многократно были встречи с ним, всегда теплые. Эти встречи иногда носили не очень официальный характер, беседа шла о разных вещах. Мы говорили о жизни в целом, рассуждали о будущем. Вокруг патриарха было удивительное пространство доброты. И, в принципе, я считаю, что то, что Московский университет увековечил память о Святейшем Алексии II, открыв мемориальную доску на фасаде домового храма, очень важно. Это наш долг и наша дань уважения великому человеку. Так что день открытия памятной доски - великий для нас день. Мы как бы продолжаем ту работу, которую начали в 1992 году по возрождению храма и возвращению университету духовных ценностей. В самом центре Москвы, практически на Красной площади, напротив Кремля нами установлен памятник, где золотом написаны слова благодарности и святителю Филарету, освящавшему Татьянину церковь еще в XIX веке, и Алексию II, освящавшему ее вторично, по известным причинам, пять лет назад.
Фото Александра Болмасова и Пресс-службы Московской Патриархии