Азиатский Нью-Йорк
Когда пересекаешь подвесные мосты, глядя на небоскребы, дорожные развязки и разгрузочные порты этого С пециальн ого Административн ого райо на КНР, на языке вертится лишь одно словосочетание - "город будущего".
Проблема пробок в Гонконге решилась достаточно своеобразно: из-за высоких цен на бензин и парковочное место в китайской автономии крайне непопулярны личные автомобили. Жители, включая топ-менеджеров и вполне состоятельных людей, не брезгуют перемещаться на метро, двухэтажных автобусах, трамваях или на такси, которое в Гонконге стоит заметно дешевле, чем в Москве. Личные автомобили, которые все-таки можно увидеть на улице - в основном дорогие. Видимо, их владельцы рассудили, что при тратах на обслуживание смысла в дешевой машине нет. Поэтому среди общего потока можно увидеть двухместные Porshe или представительские Mercedes.
Для разгрузки тротуаров в центре Гонконг Айланд есть сеть надстроенных переходов: те же улицы, но уровнем выше. Удобство этого сооружения легко оценить, когда спешишь: не нужно останавливаться перед каждой дорогой в ожидании нужного света светофора и пробиваться сквозь городскую толпу.
Как раз такой переход ведет внутрь торгового центра IFC, который одновременно выполняет роль речного вокзала и пункта отправления скоростных электричек.
Проблемой Гонконга всегда был недостаток пространства: его территория ограничена примерно 110 квадратными километрами и, несмотря на растущее финансовое благополучие и сопутствующий у приток рабочей силы, расти городу практически некуда. «Квартирный вопрос» здесь стоит гораздо острее, чем в Москве или Петербурге. Цены на покупку и аренду жилья в Гонконге в полтора-два раза выше московских. По этой причине многие гонконгцы живут в одной квартире с родителями, бабушками и дедушками, а молодожены зачастую не съезжают.
Хотя этнически жители Гонконга в большинстве китайцы, полтора столетия в качестве английской колонии дали свои плоды. У гонконгцев куда более выражено индивидуальное самосознание, нежели общинное, как у китайцев из КНР. Они более вежливы, гораздо сильнее следят за модой. В них больше «столичного» лоска.
В Гонконге развита индустрия уличной еды. В городе можно увидеть многочисленные киоски, стойки и тележки, из которых продают свежевыжатые соки, чаи, рыбные и мясные шарики, сладости.
Обитатели Гонконга, как и китайцы в целом, трудоголики. Гуляя вечером мимо бизнес-центров, можно увидеть цепочки горящих окон: и в восемь вечера, и в девять. Если есть незаконченные дела, в офисе принято задерживаться. Тем, кто только начинает карьеру, на отпуск дается около 10 дней в году (не считая праздников). С увеличением стажа эта цифра, конечно, растет, но все равно не достигает наших 28. С другой стороны, зарплаты в Гонконге выше московских, а возможности их потратить куда шире: весь город покрыт ресторанами, магазинами, мелкими лавками, рынками и торговыми центрами.
В Гонконге очень востребована услуга домработниц, в отличие от России, доступная многим. Для этой подработки сюда часто приезжают филиппинки, реже – индонезийки. Последняя перепись населения даже показала, что филиппинцы занимают второе место в городе по численности после китайцев. По воскресеньям, когда у домработниц выходной, они встречаются друг с другом и устраивают очень непосредственные пикники: стелют пледы в парках, в переходах или даже на улицах и играют в карты компаниями по 3-6 человек, общаются, едят. Когда не знаешь в чем дело, кажется, что в город стал площадкой для съезда филиппинских феминисток.
Здешняя густонаселенность заставляет немного иначе относиться к восприятию личного пространства. В Гонконге им принято делиться. Когда идет обеденный перерыв и кучи офисных сотрудников выстраиваются в очереди возле недорогих кафе, они знают, что их посадят не за свободный стол, а к уже обедающим незнакомым людям - чтобы очередь двигалась быстрее. Пока же они стоят, официанты принимают заказ прямо на улице - для экономии времени.
Чтобы абстрагироваться от этой суеты, можно уйти в парки, например, Ботанический сад в или Кулун парк: смотреть, как на фоне небоскребов летают попугаи и огромные незнакомые бабочки.
Есть еще один способ оказаться в относительной тишине – выйти на прогулку после часа ночи. В этот момент сливаются свет фонарей, отблески рекламных вывесок, свет фар - город наполняет невообразимое количество оттенков…Гонконг постепенно пустеет и будто набирается недостающего воздуха.