Группа паломников из Москвы, возглавляемая епископом Подольским Тихоном, совершила паломничество к семи церквам Апокалипсиса
Поездка началась с посещения Константинополя и встречи с Вселенским Патриархом Варфоломеем, который принял гостей в своей резиденции в Фанаре. В тот же день паломники посетили древние святыни и памятники Константинополя: церкви Святой Софии, Святой Ирины, Сергия и Вакха, монастырь Живоносного Источника. А в праздник Покрова Пресвятой Богородицы епископ Тихон возглавил богослужение во Влахернском храме, на том самом месте, где в IX веке произошло явление Богородицы и Ее благодатного Покрова.
Третий день был посвящен посещению города Ефес — здесь во второй половине I века жил и отошел ко Господу апостол Иоанн Богослов. Над его могилой в византийское время был возведен величественный собор. Со временем храм был практически разрушен землетрясениями, но могила любимого ученика Христова осталась и доныне предметом особого почитания христиан. Совершив здесь акафистное пение, паломники отправились к пещере, где в ΙΙΙ веке погрузились в двухсотлетний сон семеро молодых воинов — отроков Ефесских. Почтив это место песнопениями, группа посетила место раскопок древнего Ефеса. История античного города ясно прослеживается по дошедшим до наших дней постройкам — театру, одеону, библиотеке Цельса, стое и пр. Центр же Ефеса в византийское время располагался южнее — именно там по сей день находится церковь Богородицы, в которой проходили заседания III Вселенского собора.
Четвертый день был посвящен другим двум церквам, упоминаемым в Апокалипсисе — Смирне и Пергаму. В древней Смирне паломники посетили храм священномученика Поликарпа Смирнского, а в Пергаме — развалины древнего египетского Серапеума. Стены этого сооружения и сегодня возвышаются на два десятка метров, и даже самое смелое воображение не может представить его оригинального вида. В конце ΙV в. Пергамский Серапеум был обращен в христианскую церковь, которая, будучи обрамленной высокими стенами из красного кирпича, получила название «Красная базилика».
В пятый день паломники посетили сразу несколько древних городов: Фиатиру, Сардам и Филадельфию. В каждом городе участники поездки почтили церковными песнопениями и молитвой развалины древних византийских церквей, грандиозностью и красотой напоминающие о былом величии этих мест. Кроме того, с особым интересом паломники осматривали сохранившийся гимнасий города Сарды, представляющий собой шедевр античной архитектуры. Там же гости посетили небольшую христианскую церковь, примыкающую к развалинам древнего гигантского храма Артемиды.
На следующий, шестой, день паломничества группа отправилась в Лаодикию — последнюю из церквей Апокалипсиса. На месте античного города сегодня ведутся археологические раскопки. В 363 г. здесь проходил Поместный собор, среди прочего постановивший обязательное оглашение для всех желающих принять святое Крещение (правило 46) и определивший канон священных книг Ветхого и Нового Завета (правило 60).
Затем паломники посетили Иераполь, где в I веке пострадал за Христа апостол Филипп. На месте упокоения его мощей в V в. был построен мартирий — величественный октагональный храм.
В последний день паломничества группа посетила античный город Колоссы, к жителям которого в своем послании обращался апостол Павел. А двумя километрами севернее в византийское время располагался город Хоны. Здесь в IV веке по молитве пономаря Архипа произошло чудо — Архангел Михаил своим жезлом отвратил бушующее течение реки, направленной язычниками для разрушения христианской церкви. Как на месте Колосс, так и на месте Хон археологические раскопки никогда не велись, поэтому античные и византийские поселения до сегодняшнего дня покоятся под толстым слоем земли. Их исследование — дело будущего, которое со всей ответственностью ложится на ученых и меценатов.
В последний день путешествия к паломникам обратился епископ Тихон: «Совершая паломническое путешествие по святым местам, некогда входившим в состав славной Византийской империи, мы призваны молиться, чтобы вера Христова вновь воссияла в этих стенах. Эти храмы, от которых сейчас остались одни руины, строились для того, чтобы в них прославлялось Имя Божие. Мы не просто посещаем древние развалины, имеющие высокую историческую ценность, — мы посещаем православные храмы и молимся о том, чтобы православное христианство возродилось в этих местах».