«Я затопил самые известные места Петербурга». Фотосерии А. Чежина
Художник и фотограф Андрей Чежин родился в Ленинграде в 1960 году.
Окончил Ленинградский институт киноинженеров в 1982 году. В 1985 году Чежин стал членом фотоклуба «Зеркало»; через два года образовалась группа «ТАК», в которую вошли Чежин, Шнеерсон и Матвеев. В 1990-х к Андрею Чежину пришло официальное признание и в России - благодаря этому он смог начать работать как свободный фотограф. художников (IFA). В настоящее время работает как free-lance фотограф.
Кредо
- непредсказуемость фотографического процесса;
- концептуальность фотографического процесса;
- самодостаточность фотографических средств выражения.
А. Чежин. Серия "Набоков" |
Фотографии сейчас слишком много. Благодаря «цифре» каждый может одним нажатием кнопки снять то, что ему нравится. Роль «картинки» в современной культуре - от искусства до СМИ - постоянно растет, даже говорят о замещении текста изображением. В таких условиях все труднее отличить «хорошую фотографию от «плохой».
Также сегодня редкость встретиться с человеком, который принципиально снимает на пленку и принципиально печатает свои работы на бумаге. А именно таков Андрей Чежин, который вручную делает такое, что даже Фотошопу не снилось.
Отличие фотографа-профессионала, фотографа-мастера, фотографа-творца от любителя - в том, что он снимает то, что хочет, а не то, что получится.
Слово мастера
А. Чежин. Серия "Царственные страстотерпцы" |
Чежин всегда отличался творческим подходом к действительности. В смысле, он «творит» свою действительность. Так однажды он «затопил» все самые известные места Петербурга - свел на своих работах фотографии воды и фотографии исторических мест так, что Исакий, Казанский собор, памятник Петру, Аничков мост оказались затопленными не хуже, чем в «Медном всаднике» Пушкина. Сейчас таких наводнений в Питере не бывает, а Чежин захотел - и сделал.
А потом он «засыпал песком» Венецию. А потом - сделал серию на тему Ледового побоища, сняв игрушечных солдатиков.
И самое, может быть, любопытное: Чежин снимает «трехслойные» серии: на одну пленку кадры снимаются по три раза, а по проявке получаются интереснейшие композиции. Так сняты серии про Набокова, Павла Первого и ... Царственных страстотерпцев.
А. Чежин. Серия "Царственные страстотерпцы" |
Предлагаем вам отрывки из беседы мастера:
Откуда берутся идеи?
Идеи могут взяться из ничего, вплоть до того, что после работы тебя, тупо глядящего в телевизор, вдруг на какой-то рекламной паузе «прошибает». Я не могу годами работать над одной темой. Если сегодня я снимаю город, то потом занимаюсь совсем другими вещами.
Буква или картинка
Сегодня люди все меньше читают тексты, мир все больше заполнен визуальной информацией. Я пытаюсь делать свои серии как некоторые тексты, повествования. Я, наверное, пытаюсь как-то остановить этот процесс: меня очень интересует слово, пусть даже визуальное. Еще время. Человек сегодня так несется, что задержать его внимание, остановить его у изображения очень трудно. И серии отчасти помогают решить эту проблему: одну картинку можно проскочить, не заметить, 5-10 - уже сложнее. И тяготение к серии, к «проекту» у меня было с самого начала.
Творческая стратегия
Я считаю, что изначально надо придумывать какую-то идею, причем желательно такую, которую до вас никто не предлагал. Важно, чтобы проект, который Вы задумали, в конце концов привел к успеху. Хотя сложно сказать, что такое успех... Конечно, все что мы делаем, мы сначала делаем для себя. Мы должны работать над ним до тех пор, пока он нас полностью не устроит. Успешность - это когда люди идут смотреть проект, потому что на неуспешный они не придут. Надо осознать что-то, а потом внушить это людям. Вот это успех.
Кстати, если вы взяли какую-то идею, работаете над ней, то надо постараться «выкопать эту яму до конца». Эпигонство сейчас очень распространено и то, что вы не сделали, доделают за вас. Честь «лавров» уйдет.
А. Чежин. "Облачение" | |
Концептуальный проект
Концепция - это какая-то идея, продуманная и реализованная. Сначала, еще в 80-е гг., я ходил с камерой всюду, вплоть до, простите, туалета. Но уже довольно давно я беру камеру только тогда, когда мне надо реализовать какую-то идею. В результате концепции должно произойти какое-то сообщение - вербальное, эмоциональное... Но так же важно, чтобы идея не «убила» изображение... Я стараюсь каждый раз продумывать серию так, чтобы она визуально была интересно, неожиданно решена.
Что такое хорошо и что такое плохо
Я считаю, что в каждом ряду должны быть «очень хорошие фотографии» и «не очень хорошие фотографии». Сейчас объясню. Надо дать человеку возможность выбрать «хорошую» и «плохую» фотографию. А если дать ему пять очень хороших фотографий, он не сможет выбрать. «Не очень хорошая» - это фотография, которая, быть может, мало дает серии, но создает какое-то пространство для собственной мысли или передает ощущение создания серии... Я всегда стараюсь показать «кухню», то, как я работал над проектом. Но для меня фотография - это все-таки игра, удовольствие, интерес. Я не приемлю ситуацию, когда что-то долго и мучительно делается и потом весь этот «пот» виден на фотографии.