Пасхальный Гоголь
Итак, Пасхальный фестиваль-2009 посвящен...
Позвольте, позвольте! - скажете вы, - А что во всем этом Гоголевского?.. Как это все связано с 200-летним юбилеем Н.В. Гоголя?
Пасхальные музыкальные фестивали проходят по всей Европе. В Австрии, в Вене и Зальцбурге, в Довиле во Франции, колокольный фестиваль в Цюрихе, праздник света в швейцарском же Мендризио. На Сицилии устраиваются торжественные процессии и разыгрываются мистерии; в г. Прицци даже разыгрывают «дьявольский танец», в конце которого ангелы обязательно побеждают, и добро торжествует над злом. Во многих городах Европы, а до революции и в России, возле храмов и на центральных площадях жгли пасхальные костры. Огонь - символ очищения и обновления, Свет Божий, просвещающий все народы после Воскресения Христова. В Греции после пасхальной всенощной весь народ с зажженными свечами, во главе со священником, несущим икону Воскресения, шествует к центральной площади города, где происходит символическое сожжение Иуды под грохот несметного количества хлопушек и фейерверков.
С вечера Пасхи прямо на церковных дворах и на площадях начинаются народные гуляния. В Сербии, Болгарии, в других странах Восточной, и не только, Европы, как когда-то и в России, это хороводы, качели и самые разные игры, в которых используют пасхальные яйца. Их катают с горки или по траве, бьют друг об друга, кидают в друзей, собирают на скорость. В Германии и Америке дети ищут яйца, заранее спрятанные в доме или в саду.
В России издавна пасхальные празднества неразрывно были связаны с делами милосердия; пример подавал сам царь, а позже Государь император, в первый же день Пасхи посещавший тюрьмы и даривший заключенным одежду и еду на разговение со словами «Христос воскресе и для вас!» Также накрывался стол для нищей братии, не только в день Пасхи, но и во всю Светлую седмицу; Государь посещал столичные монастыри, казармы, больницы и богадельни. Известно, что царь Алексей Михайлович христосовался со всеми, приходившими на пасхальную службу, и всеми, кого он посещал или приглашал во дворец на праздничный стол, для чего мастера готовили свыше 30 тыс. пасхальных яиц, как натуральных (куриных, голубиных, гусиных, лебединых, утиных), так и деревянных и костяных, покрытых резьбой или расписанных. Позже появилась и традиция праздничных балов, концертов и разных светских, также и благотворительных, мероприятий.
Традиции возрождаются; в этом году проходит уже 8-ой Пасхальный фестиваль. Не только в Москве - в 28 городах России; 500 участников, 100 самых разных программ: симфонических, хоровых, камерных, звонарных. Благотворительных, просветительских, образовательных. Поддерживающих пасхальную радость, несмотря на никак не приходящую весну (махнула хвостом и убежала) и, ох, уж этот всем надоевший кризис (говорят, часть известных артистов не удалось пригласить, и маэстро В.Гергиеву пришлось заменить их молодыми и подающими надежды).
Не знаю, может, кто и вздыхал по отсутствовавшим звездам, лично мне потрясающе темпераментная, виртуозная, на одном дыхании, точнее, полете смычка, игра Сергея Хачатряна, например, (он исполнял первый скрипичный концерт Д. Шостаковича) не оставила времени для ламентаций. Пусть им придаются критики. Впрочем, заметим в скобках, к начинающим немецкого скрипача никак не отнесешь: и в Европе, и на своей исторической родине он фигура яркая и уже всеми замеченная, - разве что к молодым. А симфонический оркестр Мариинского театра не отнесешь ни к тем, ни к другим; побывать на его выступлении, тем более с В. Гергиевым за дирижерским пультом, было моей давней мечтой. Так что для меня пасхальный концерт удался в полной мере. К тому же на мне удачно исполнилась его просветительская миссия: рискну предположить, что не часто вы услышите в России оперу Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», даже и в концертном исполнении. Опера, написанная в 1911 г., отражает многолетние научные изыскания автора в области старовенгерского и в общем восточнославянского фольклора, и, с другой стороны, - тот новаторский стиль начала 20 века, который присущ его музыкальным учителям и соратникам, - К. Дебюсси, М. Равелю, И. Стравинскому, А.Скрябину; потом С. Прокофьеву и Д. Шостаковичу.
Для меня как неискушенного слушателя просветительская идея в каждом из произведений концерта, на котором я побывала, воплотилась по-своему: знакомство с венгерской оперой на венгерском (!) языке (писал же Гендель на итальянские либретто... впрочем, известность сюжета помогает мужественно преодолеть трудности); новое для меня имя в скрипичном исполнительском искусстве; а «Болеро» М. Равеля - именно на этом концерте я вдруг поняла, почему бы я на месте музыкального просветителя включила бы его в программу для всех, начинающих свое знакомство с симфонической музыкой и симфоническим оркестром: в «Болеро» Равеля группы музыкальных инструментов вступают по очереди, что позволяет вам в буквальном смысле видеть, как возникает и струится ткань музыкального произведения, а завораживающие движения музыкантов делают все действо похожим на диковинный танец. Особенно, когда все скрипки разом берут смычки с пола и делают первый взмах!.. Чувствуешь себя ребенком, попавшим в чудесную (восточную) музыкальную табакерку.
Позвольте, позвольте! - скажете вы, - А что во всем этом Гоголевского?.. Как это все связано с 200-летним юбилеем Н.В. Гоголя? В программе фестиваля заявлено, что вся его программа посвящена ему. А кроме комической оперы «Коляска» В. Круглика ничего... Друзья, ведь Гоголь - это не просто автор плюс собрание его сочинений. Гоголь - это понятие. Идея. Концепт, как сказал бы современный последователь А. Белого. Если Пушкин - это гармония и красота, воспевание прекрасного, то Гоголь - кривое зеркало. Осмеяние безобразного. Пародия. Это гротеск. А Щедрин, чьей премьерой открывалась программа фестиваля, Барток, Равель - всё Гоголевские персонажи...