К единоверцам, на Таганку (ФОТО)
На всякий случай для начала разберемся с терминами - единоверцы - это старообрядцы в лоне Московского Патриархата. Они подчиняются священноначалию Русской Православной Церкви, поминают за богослужениями Святейшего Патриарха Кирилла, но служат по-старому, носят в храме (а порой и в обыденной жизни) своеобразные одежды и пользуются при молитве давно позабытыми в обычных приходах нашей Церкви четками-лестовками и подручниками (молитвенными ковриками для рук). Они практически не используют при богослужениях электрический свет, типографские иконы, современный шрифт в богослужебных книгах, крестятся двуперстием и поют знаменным распевом "по крюкам"...
Обо всем этом - наш фоторассказ из московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах, по которому нас провел его настоятель - священноигумен Петр (Васильев).
Храм Святителя Николы в Студенцах находится в центре Москвы - на Таганке. Церковь была передана единоверческой общине в 1994 году, когда единственный в советское время столичный единоверческий храм - Никольский на Рогожском кладбище - уже окончательно перешел в своей богослужебной практике на общепринятый реформированный (новый) обряд, а исторический центр московского единоверия на улице Новоблагословенной ("новоблагословенным согласием" в XIX веке именовали единоверцев) - ныне Самокатной - также передали обычной православной общине.
Настоятель храма священноигумен Петр (Васильев) в 1990 году был пострижен в монашество, а затем рукоположен в диаконский (1991) и священнический (1994) сан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым), в 2006 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел о. Петра во игумены.
Когда храм передали общине, его помещения еще некоторое время занимала типография (сама церковь второй половины XVII века была закрыта большевиками в 1930 году, после чего долгое время использовалась под самые различные нецерковные нужды, в том числе - общежитие). И лишь в 1996 году началась постепенная реставрация храма. В годы безбожной власти колокольня была снесена, а территория храма урезана больше, чем в два раза.
Многоярусный иконостас, спланированный и написанный лучшими мастерами-старообрядцами в традициях древнерусской иконописи, возводился постепенно около 10 лет. Автор проекта - Виктор Николаевич Милованов - скончался в преклонных годах, дождавшись завершения установки верхнего яруса иконостаса.
Одна из главных ценностей для любого старообрядца - богослужебные книги. В Никольском храме их очень много - начиная от первопечатных (XVI века) и заканчивая самыми "молодыми" - напечатанными в московской единоверческой типографии, существовавшей до революции 1917 года.
Каждый мужчина-старообрядец, активно участвующий в приходской жизни, в богослужебном обиходе носит озям (иначе - халат, кафтан) - аналог современного подрясника. Единоверцы - не исключение. На фото - о. Петр с членом Приходского собрания храма Святителя Николы в Студенцах, заместителем главного редактора газеты "Культура" Михаилом Тюренковым.
Свечи, у старообрядцев традиционно именуемые "свещами", используются исключительно восковые. В храме Святителя Николы в Студенцах можно встретить самые настоящие пудовые (без преувеличения!) свещи.
Алтарь Никольского храма относительно недавно был капитально отремонтирован и полностью расписан.
Старообрядцы (в том числе единоверцы) используют исключительно канонические трисоставные (восьмиконечные) кресты. В XVIII - XIX веках это было причиной частых споров со сторонниками богослужебной реформы патриарха Никона, но в итоге сегодня в большинстве обычных православных храмов также можно встретить восьмиконечные кресты.
Священноигумен Петр (Васильев) в алтаре храма Святителя Николы в Студенцах.
Служебник "Иововской печати" - книга была напечатана в 1602 году при первом Московском Патриархе - Святителе Иове.
Жертвенник в алтаре храма Святителя Николы в Студенцах.
Часть алтарной росписи - Рожество Христово (и это не опечатка - в старообрядческой традиции принято именно такое написание).
До революции к храму примыкала величественная колокольня (см. один из первых снимков), в дальнейшем она была разрушена большевиками, а потому сегодня таганские единоверцы пользуются скромной звонницей.
Кухня в храме Святителя Николы в Студенцах тоже исполнена в древнерусских традициях.
Озямы (они же халаты или кафтаны) студенецких прихожан.
До завершения реставрации храма еще достаточно далеко. Община - невелика, а внешней помощи в этом непростом деле единоверцы пока еще никогда и ни от кого не получали.
Старообрядческому храму - старообрядческий телефон!
Кадило (кацея) в храме тоже исполнено в древних традициях. Таким, кстати, может кадить не только священник или диакон, но и мирянин.
Отец Петр с гордостью продемонстрировал уцелевший закладной камень.
Автор материала Пелагея Тюренкова со священноигуменом Петром (Васильевым).
Несмотря на устойчивые стереотипы, современные старообрядцы совершенно не противятся современной технике: iPad на подручнике.
В церковной лавке при храме Святителя Николы в Студенцах - немало литых икон. Они намного дешевле писанных, долговечны и каноничны.
Рядом с церковной - лавка пирожковая. Старообрядцы изготовляют на удивление вкусную выпечку!
Всех желающих познакомиться со старым обрядом в лоне Русской Православной Церкви единоверцы приглашают к себе в храм. Но прежде, чем прийти на богослужение, рекомендуется подойти во внебогослужебное время, чтобы у настоятеля и прихожан была возможность рассказать своим гостям о богослужебных особенностях храма, к которым единоверцы относятся очень строго.
Адрес храма: улица Таганская, д. 20а, телефон – (495) 912–52–43.