Перспективы теологического образования в России: диалог ученых и Церкви

К обсуждению перспектив введения в светских вузах России предмета «теология» и взаимодействия в этом вопросе представителей церковной и светской науки приступили участники совещания, открытие которого состоялось 28 ноября в конференц-зале гостиницы «Даниловская». Здесь собралось более 250 человек: архиереи Русской Православной Церкви, руководители церковных научных учреждений, ректоры и преподаватели 36 духовных школ, 46 государственных и негосударственных вузов России, представители центральных и региональных органов власти, руководители теологических программ, общественные деятели и бизнесмены.

Совещание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с программным докладом.

1.

Первый и главный тезис его выступления заключался в утверждении синонимичности понятий «теология» и «богословие». Проанализировав путь развития богословской науки от эпохи святых отцов до нашего времени, Патриарх отметил, что уже в древности она воспринималась сквозь призму светского знания, в первую очередь, классической философии. Богословие, отметил он, развивалось «в постоянно меняющихся культурно-исторических условиях — на Востоке и на Западе» и со временем стало «наукой, со своими источниками, методами и исследовательскими традициями». Именно эта наука «легла в основу христианского европейского университета», а первыми и главными факультетами в этих университетах были именно теологические.

Процесс секуляризации, проходивший по-разному в России и странах Европы, непосредственно влиял на восприятие богословской науки и отношение к ней. Если в других государствах присутствие Церкви в общественной жизни, в том числе в образовании сохранялось, то в «советской идеологии светское было равнозначно антирелигиозному», а наука противопоставлялась Вере. Как констатировал Патриарх, сегодня в России мы «все еще живем в тени жесткого идеологического секуляризма советского типа и не можем изжить его последствия». Еще одним препятствием на пути признания теологии наукой является, по его мнению, расхожий стереотип: «свободный разум и религиозная вера несовместимы». Однако к началу XXI века очевиден факт роста религиозности людей, обращение к Церкви миллионов наших современников, свидетельствующее о том, что религиозность отнюдь «не удел кучки маргиналов».

2.

В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви особо отметил, что его смущает и даже коробит массовое появления отраслевых высших учебных заведений, которые усвоили себе наименование университетов. Университет, на его взгляд, место, где «живет и развивается наука, охватывающая различные области знания», где учащийся приобщается именно «к универсуму человеческого знания», в том числе, к религиозному, выражением и изложением которого является теология.

«Теология в вузе — это не экзотическая образовательная дисциплина, не прихоть каких-то представителей Церкви, не попытка вторгнуться в чужое пространство, чтобы навязывать религиозное мировоззрение и чинить препятствия в преподавании традиционных научных дисциплин. Теология в вузах — это культурный императив для общества, которое долгое время было практически отчуждено от религии как особой сферы человеческого бытия», заявил он.

Прозвучали в Патриаршем докладе и данные статистики: православная теология преподается сегодня в вузах 34 городов, лицензию на подготовку теологов имеют 37 государственных университетов и 10 негосударственных образовательных учреждений. Патриарх напомнил присутствующим и о деятельности Совета по теологии, который существует при Учебно-методическом объединении университетов России и возглавляется деканом исторического факультета МГУ академиком С.П. Карповым.

Он опроверг тезисы противников преподавания теологии в высшей школе, считающих процесс внедрения нового предмета свидетельством «клерикализации» образования, противоречащим Конституции России, с сожалением констатировав, что профессиональные теологи сегодня зачастую лишены возможности полноценной научно-педагогической деятельности, поскольку до сих пор в российском научном сообществе спорят о том «является ли теология наукой».

«Подобные высказывания в нашем обществе до сих пор существует громадный дефицит адекватного знания о религии и Церкви, не говоря уже о мировой практике присутствия теологии в университетах», — сказал Патриарх.

Качественное изменение ситуации с созданием единой системы теологического образования в высшей школе, по мнению Его Святейшества, возможно «только объединенными усилиями Церкви, государства и общества — включая университетское сообщество».

3.

Патриарха всея Руси поддержал ректор МГУ В.А. Садовничий, отметивший, что «с исторической точки зрения Православная Церковь сыграла исключительную роль в развитии народного просвещения в России».

«Глубоко символично, что первое здание Московского университета — он располагался в Аптекарском приказе на Красной площади, где сейчас Исторический музей, — находилось в нескольких сотнях шагов от Славяно-Греко-Латинской Академии на Никольской улице. Эта непосредственная близость ведущего светского и ведущего духовного учебного заведения создавала благоприятные возможности сотрудничества, тесного взаимодействия духовного и светского образования», — подчеркнул В.Садовничий, напомнив, что и М.В. Ломоносов и целый ряд первых профессоров Московского университета были выпускниками Академии.

И в дальнейшем среди преподавателей МГУ было немало бывших питомцев духовных православных школ, особенно на существовавшей в МГУ до 1917 года кафедре истории Церкви. Несколько лет назад эта кафедра в МГУ была возрождена и ныне располагает, по мнению Виктора Антоновича, очень сильным профессорско-преподавательским составом.

«Создание первого учебного заведения без богословского факультета положило начало системе светского университетского образования в России, — свидетельствовал ректор МГУ. — Но, конечно, и, безусловно, в силу господства в обществе христианской веры содержание светского образования было основано на духовных принципах». Несмотря на дальнейшее раздельное развитие духовного и светского образования, их представители тесно взаимодействовали между собой и это научное сотрудничество возрождается в наше время. Как отмечалось в докладе, первый светский образовательный стандарт «бакалавра теологии» был принят еще в 1993 году, в 2001 появился новый стандарт, предусматривающий получение магистерской степени. Сейчас действует образовательный стандарт уже третьего поколения, по мнению В. Садовничего, наиболее гармонично сочетающий богословские и светские дисциплины.

Он также рассказал об истории создания и деятельности Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, созданному на базе исторического факультета МГУ и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а также о различных формах сотрудничества МГУ с ведущими духовными школами Русской Православной Церкви.

4.

Напомнил ректор главного вуза России и о том, что МГУ один из первых возродил свой домовый храм во имя святой мученицы Татианы. «Для нас это стало восстановлением важной университетской традиции — начинать Татьянин день — главный университетский праздник, а сейчас это — главный праздник студенчества России и день основания университета, с праздничного богослужения в храме. Это — важная и дорогая нам традиция, которая имеет непосредственное отношение ко всему Университету», — сказал Виктор Антонович.

По его мнению, тема теологического образования в России требует серьезного и глубоко изучения и обсуждения. Вместе с тем, для Университета, наряду с качественным преподаванием фундаментальных дисциплин приоритетным остается духовно –нравственное содержание образования и воспитания студентов. В этом ректор МГУ видит обширное поле для взаимодействия Университета и Русской Православной Церкви.

После краткого перерыва участники совещания продолжили работу, заслушав доклад митрополита Волоколамского Иллариона, председателя Отдела внешних церковных связей и Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Владыка Иларион подчеркнул, что религия — «это не феномен прошлого, это феномен настоящего и будущего», а потому создание кафедр теологии в светских вузах является велением времени.

5

Он отметил, что одной из главных проблем диалога богословия и науки «в общенациональном масштабе» заключается в «предубеждении по отношению к Церкви и богословию со стороны некоторой части университетского и научного сообщества». Позитивным примером взаимодействия и диалога богословов и ученых он назвал организованные в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ курсы повышения квалификации для представителей духовных школ, на которых они получили возможность прослушать лекции о новейших достижениях биологии, геологии, географии.

«Диалог между богословием и наукой — одна из важнейших задач Церкви и всех традиционных конфессий нашей страны на современном этапе. Такой диалог — неотъемлемая часть общего диалога между Церковью и обществом, а потому одной из областей взаимодействия между Церковью и государством, — подчеркнул Председатель ОВЦС МП, отметив, что областью общей ответственности Церкви, государства и общества является «системная организация такого диалога».

В ходе заседания прозвучали также выступления представителей ряда ведущих региональных вузов России.

Сегодня совещание продолжит свою работу в формате секций. Секция «Церковь, общество, университет: модели и стратегии взаимодействия» пройдет в конференц-зале Отдела внешних церковных связей, вторая секция — «Теологическое образование: от бакалавриата до научного центра» состоится в конференц-зале гостиницы «Даниловская».

Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале