230-летие святителя Филарета. Вечер в Храме Христа Спасителя (ФОТО)
Белый зал трапезных палат Храма Христа Спасителя. Стулья расставлены, как в зрительном зале, напротив – пространство импровизированной «сцены»: письменный стол, словно взятый из эпохи святителя Филарета (чернильница с пушистым пером, листы бумаги, подсвечники), микрофон для ведущих и белый экран для видеоматериала. Струнный квартет играет классическую музыку. Кажется, еще немного – и в зал войдут кавалеры в парадных одеждах и дамы в бальных платьях. И совсем не верится, что за стенами кафедрального собора сейчас едут машины, а не кареты, запряженные лошадьми.
- Я рад приветствовать тех, кто нашел время и возможность приехать в наш храм, чтобы вспомнить о святителе Филарете, митрополите Московском, этом великом человеке, 230-летие со дня рождения которого мы сегодня отмечаем, - приветствовал гостей ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев после того, как участники хора Сретенской семинарии пропели тропарь святителю Филарету..
Утром Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в храме. Соборная молитва у мощей святителя, которые пребывают в кафедральном соборе Москвы – основной момент и начало празднования. Филаретовский вечер – своего рода продолжение дня, посвященного памяти святителя.
- Личность святителя Филарета неразрывно связана с Москвой и Храмом Христа Спасителя, где ныне покоятся его мощи. Цель вечера - рассказать о жизни и деятельности митрополита Филарета и неоценимом вкладе, который он внес в жизнь и историю нашего государства и Русской Православной Церкви, - говорит помощник ключаря Храма Христа Спасителя по делам молодежи Дмитрий Стацюк.
Трудно даже просто перечислить то, что было сделано святителем для блага Церкви. На вечере протоиерей Михаил Рязанцев напоминает о некоторых вехах – составлении Катехизиса (по которому уже учились основам православной веры несколько поколений семинаристов), участии в подготовке Манифеста об освобождении крестьян (1861 год), организации работы над первым русским переводом Священного Писания и непосредственное участие в этом общецерковном деле.
- Благодаря святителю русские люди получили возможность читать Священное Писание на свое родном языке, - напомнил протоиерей Михаил.
Филаретовский вечер – мероприятие в истории Русской Православной Церкви не новое. Патриарх Алексий I, мать которого была духовной дочерью святителя Филарета Московского, в свое время благословил проводить в стенах Московских духовных школ вечер в честь святителя Филарета Милостивого (небесного покровителя митрополита Филарета). Филаретовский вечер проводился вдень памяти святого (14 декабря) и собирал многих выпускников Московских духовных школ (по тем временам едва ли не вес московское духовенство). Студенты представляли небольшие рефераты, далее проводился праздничный концерт.
- Мы в какой-то степени возрождаем традицию этих Филаретовских вечеров, - объяснил протоиерей Михаил. – И рады собрать тех, кто питает интерес к жизни Церкви и нашего храма, и готов делиться своими мыслями, рассуждениями и талантами.
Он представил собравшимся гостя – двоюродного праправнука митрополита Филарета, доктора биологических наук, профессора МГУ Николая Николаевича Дроздова. В честь праздника ключарь храма подарил Николаю Николаевичу Дроздову 4-томник «Круг Лета Господня» - антологию произведений русских поэтов, посвященных различным временам года.
В ответ профессор Дроздов поделился своими впечатлениями по поводу произведений русских писателей, вдохновенно прочел отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» и с воодушевлением рассказал о стихотворной переписке поэта и митрополита Филарета.
Литературно-музыкальная композиция, которую подготовили молодых прихожане Храма Христа Спасителя, представляла жизнь святителя. Как отметили сами ведущие вечера, полный рассказ о жизни митрополита занял бы слишком много времени. Поэтому решили остановиться на некоторых моментах биографии, обрамив их музыкальными вставками.
Первый рассказ – о детстве и родном городе митрополита («Коломна в жизни святителя Филарета»). Из множества фактов о детстве, отношениях с родными и посещениях Коломны особенно ярко прозвучали следующие. Будущий митрополит воспитывался в основном с семье деда и бабушки. После службы дед (коломенский священник) любил взять гусли и, перебирая струны, как былинный герой, наигрывать церковные песнопения. Может быть, отсюда у святителя возникла любовь к музыке и развился музыкальный талант (в начале вечера Н.Н. Дроздов обратил внимание на то, что строки Пушкина «и внемлет арфе Филарета в священном ужасе поэт» были не случайны: святитель действительно умел играть на арфе).
Примечательный момент – молитвенная связь с домом и родными не прерывалась никогда, и даже когда будущий святителя уехал учиться в семинарию в Троице-Сергиеву лавру он обо всем подробно рассказывал в письмах отцу и испрашивал его благословения и совета.
Митрополит Платон (Левшин) долго не назначал будущего святителя, а тогда – Василия Дроздова – ни на какой приход, говоря, что бережет его на свое место. И даже когда речь зашла о постриге, Василий в письме испрашивал совета отца. Это был едва ли не единственный случай, когда родитель отказал в совете: такие вопросы нужно решать только самому.
Следующий этап жизни святителя, о котором говорили на вечере – послушание семинарского преподавателя, инспектора и, наконец, ректора Санкт-Петербургских духовных школ, доклад «Святитель и подрастающее поколение».
Прихожанки Храма Христа Спасителя Мария Еремина и Ольга Харитошкина выделили несколько принципов, которыми митрополит советовал руководствоваться в воспитании детей. Один из основных – постепенное расширение свободы ребенка, по мере того, как он взрослеет и учится сам оценивать, что хорошо и что плохо. Недопустимо только баловать чадо, а первое, чему следует учить – не многообразные светские науки и умения, а страх Божий и почитание родителей. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли», - сказано в Священном Писании.
Третий этап – доклад «Святитель и Отечественная война 1812 года» - предваряло выступление прихожанина храма Петра Николаева, который исполнил на галисийской волынке торжественный гимн.
Свет в зале погасили, и под пронзительные звуки трогательного гимна на экране транслировали картины, изображающие эпизоды Бородинского сражения. Сочетание образов войны 1812 года и волынки было необычно и удивительно. Непривычная музыка по-новому высветила эти картины, словно образы войны, которой так много говорится в год 200-летия победы над Наполеоном, были показаны впервые в жизни.
Михаил Стацюк из МПГУ рассказал о том, как воспринималась война 1812 года в российском обществе. Во вторжении галлов видели Суд Божий над Россией, пожар Москвы воспринимали как апокалиптическое событие. Сам святитель говорил, что Господь попустил напасть французам на Россию ради того, чтобы истребились те пороки, которым русские научились у европейцев. Победа над Наполеоном однозначно оценивалась как проявление милосердия Божия к русскому народу, и именно поэтому в память и в благодарность о ней было решено построить Храм Христа Спасителя. Также было установлено совершать 25 декабря (в праздник Рождества и в день изгнания французов) благодарственный молебен. Михаил Стацюк отметил, что сегодня героев 1812 года поминают только в Спасо-Бородинском монастыре, который был основал вдовой героя 1812 года генерала Тучкова.
Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев напомнил, что уже 7 лет как по благословению Патриарха Алексия II в Храме Христа Спасителя 25 декабря совершается «Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык » . Логично было бы перенести его на 7 января и совершать, как и было положено, в самый праздник Рождества Христова, но решили не перегружать этот и без того насыщенный день, когда в храме совершается патриаршее богослужение.
- Приглашаю всех 25 декабря прийти и помолиться на молебне, который совершается после Божественной литургии, - сказал протоиерей Михаил Рязанцев.
Преподаватель воскресной школы Храма Сергей Цибульский представил сообщение на тему «Святитель и Храм Христа Спасителя». Митрополит Филарет принимал самое непосредственное участие в разработке проекта московского кафедрального собора.
Храм-памятник победы в воде 1812 года ассоциировался с храмом Гроба Господня в Иерусалиме (а изгнание французов связывали с праздником в честь иконы Матери Божией «Иерусалимская»). Лучшие архитекторы – современники святителя предлагали проекты (они демонстрировались на экране), но часто они ориентировались на западные – католические и протестантские образцы. Прежде, чем перейти к основной теме доклада, выступающий напомнил, что представители аристократии были очень оторваны от традиционной русской культуры и Церкви. Сам император впервые прочел Евангелие только в 1812 году, и то на французском языке (русского перевода еще не было, а текст на церковнославянском был ему непонятен).
Именно митрополиту Филарету принадлежит идея сделать иконостас в виде кувуклии наподобие той, что устроена в Храме Гроба Господня. Благодаря его исправлениям в ее проект добавлены иконы (изначально мест для икон почти не было). В 40-е году святитель сам составлял проект украшения храма барельефами, стараясь, чтобы скульптуры можно было соотнести и с событиями Священной Истории, и с событиями войны 1812 года (к примеру, рождественская сцена ассоциируется с днем изгнания французов из России, а пасхальная – с днем вступления русской армии в Париж, которое пришлоськак раз на Пасху 1814 года).
Завершил вечер рассказ о предсказании святителю (По преданию, незадолго до смерти Святителю во сне ему явился отец и сказал: «Береги 19-е число». С тех пор митрополит Филарет 19-го числа каждого месяца старался обязательно служить Божественную литургию. Скончался он действительно 19-го числа, в ноябре 1867 года).
Рассказ о святителе увенчали кадры перенесения мощей митрополита в 2004 году – уникальная хроника, которую, наверное, мало кому из собравшихся довелось видеть.
Подготовка Филаретовского вечера - первый подобный опыт в жизни молодых прихожан Храма Христа Спасителя. Будем ждать новых идей, проектов и прекрасных встреч. Возможность побывать в такой прекрасной, дружеской и теплой атмосфере очень нужна.
- Я сидел в первом ряду, смотрел и не оборачивался назад, потому что боялся увидеть, что количество пришедших к началу не будет соответствовать количеству оставшихся до конца, - признался в конце вечера ключарь Храма Христа Спасителя. – И очень рад, что практически все, кто пришел сегодня, остались до конца. Значит, вечер удался, значит, было интересно. Думаю, даже тем, кто знал биографию святителя или историю нашего храма, было небезынтересно услышать доклады и возобновить в памяти какие-то моменты. Благодарю всех участников сегодняшнего вечера и приглашаю всех прийти к нам в этот же день в будущем году. Очень бы хотелось, чтобы подобные встречи стали традиционными. Надеюсь, что мы сможем пригласить еще большее количество друзей и переместимся в более просторное помещение.
Полные тексты докладов, которые прозвучали на вечере, будут опубликованы на сайте Храма Христа Спасителя в самое ближайшее время.