Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры
В числе членов Совета — иерархи и клирики Русской Православной Церкви: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений; ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
На встречу прибыли представители власти, общественных организаций и бизнес-сообщества. Среди них — председатель Счетной палаты Российской Федерации, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; министр юстиции Российской Федерации А.В. Коновалов; заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов; генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» С.В. Чемезов; соучредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин; президент благотворительного фонда «Лукойл» Н.Ю. Алекперова; меценаты А.Н. Ананьев и С.А. Пластинин, ректор Московской государственной консерватории А.С. Соколов и другие.
Святейший Патриарх Кирилл приветствовал собравшихся, подчеркнув важную роль Общецерковной аспирантуры и докторантуры в системе высшего духовного образования Русской Православной Церкви.
Обращаясь к истории Церкви времен гонений на веру в XX веке, Святейший Патриарх подчеркнул, что она была отмечена многими потерями. «Для внешнего наблюдателя эти потери были связаны с утратой видимых материальных знаков церковной жизни — храмов, монастырей. Но, может быть, самый мощный удар был нанесен по системе образования Русской Православной Церкви. Если даже не говорить о тех церковно-приходских школах, которые существовали в Российской империи и, собственно говоря, обеспечивали начальное образование нашего народа, а ограничиться собственно богословскими, духовными учебными заведениями, то все равно придется констатировать, что практически все было уничтожено; робкое возрождение имело место только после Великой Отечественной войны», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
Святейший Владыка также подчеркнул важность преемственности в сфере образования: «Если преемственность разрушается, то разрушается система. Когда у Луначарского спросили, сколько вузов нужно закончить, чтобы стать культурным человеком, он ответил: «Три. При условии, что первый вуз закончил ваш дедушка, второй — ваш отец, а третий — вы». И это совершенно верно. Если есть преемственность, образование приносит плоды, усваивается, что называется, «работает»: создает культурную среду, формирует интеллектуальную атмосферу, будь то в обществе или Церкви».
По свидетельству Патриарха Кирилла, в 60-70-е годы минувшего века в Русской Церкви были самые «молодые» архиерейские хиротонии: во епископа рукополагали в 30 лет, в 33 года становились митрополитами. «Никто не мог понять, что же это за передовой подход у Русской Церкви к кадровым вопросам, а это была констатация очевиднейшего факта, что в Церкви не было среднего поколения богословов — их просто не существовало. Старики, которые закончили дореволюционные школы (я имел возможность у этих замечательных людей учиться), были носителями знаний императорских духовных академий. А затем — провал, который с большим трудом стал восполняться в 1980-е годы и восполняется сейчас», — рассказал Патриарх.
Продолжая говорить об ущербе, который был нанесен в прошлом столетии духовному образованию и богословской науке, Святейший Патриарх отметил, что он в первую очередь касается подготовки высококвалифицированных богословских кадров. Подготовка, необходимая для совершения богослужений, произнесения проповедей — то есть для обретения навыков священнослужения, — обеспечивалась послевоенными семинариями и академиями, а возможности подготовки церковных ученых не было. «Это привело к тому, что мы почувствовали слабость нашей позиции на международной арене. Мне довелось принимать участие во многих богословских диалогах, двусторонних и многосторонних, и иначе, как чудом Божиим, невозможно было объяснить, как мы еще что-то делали и оказывали какое-то влияние на людей, потому что уровень богословской подготовки в тогдашнем Советском Союзе был несоизмерим с общепринятым европейским или американским», — отметил Святейший Владыка.
«Сейчас мы переживаем другую эпоху: восстановлены высшие учебные заведения, проводится существенное реформирование духовных школ, привлекаются кадры из высших светских учебных заведений. По многим параметрам наши учебные заведения сегодня соответствуют, в том числе, и мировому уровню», — сказал Патриарх, подчеркнув необходимость непрестанно повышать этот уровень. Однако, как отметил он, в области подготовки высшего звена научных богословских кадров Русская Церковь до сих пор весьма уязвима. Именно для того, чтобы восполнить этот недостаток, и была создана Общецерковная аспирантура и докторантура.
Святейший Патриарх Кирилл отметил, что программа этого учебного заведения шире, чем просто докторантура, и включает магистерский курс, а также целый ряд специальных курсов, в том числе имеющих очень большое значение для подготовки епископата.
В последнее годы в связи с осуществлением реформы Русской Церкви появились новые епархии — их количество увеличилось вдвое (с 79 до 158), вследствие чего были рукоположены новые архипастыри, служение которых будет проходить не в крупных административных центрах, а на периферии. Специальную подготовку будущие и недавно хиротонисанные иерархи получают на базе Общецерковной аспирантуры.
«Кроме того, в Церкви сейчас проходит широкомасштабная "законотворческая" деятельность — речь идет о подготовке фундаментальных документов, которые бы регламентировали все сферы церковной жизни, например, отношений Церкви и государства, Церкви и общества, развития социального служения, миссионерского, образовательного, молодежного, — рассказал Святейший Владыка. — Все это требует общих базисных, фундаментальных богословских документов, потому что в Церкви ничто не может совершаться только по прагматическим соображениям — за всем должна стоять богословская аргументация. На базе этих фундаментальных текстов создаются документы, направленные на организацию всех сторон церковной жизни». По словам Его Святейшества, этот пласт чрезвычайно важных материалов тоже должен быть включен в образовательный процесс и, в первую очередь, в процесс подготовки или повышения уровня архипастырей.
«Подготовка высших богословских кадров, церковных ученых, формирование необходимых условий для образования современных научно-исследовательских учреждений и институтов по различным богословским профилям — выполнение этих задач связывается сегодня, в первую очередь, с созданием и функционированием Общецерковной аспирантуры и докторантуры», — сказал Святейший Патриарх.
Завершая свою речь, Патриарх с благодарностью отметил активную помощь и поддержку меценатов в деле развития духовного образования и церковной науки в России.
В ходе заседания его участникам была продемонстрирована видеопрезентация, которую прокомментировал ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион. Он познакомил собравшихся со структурой и деятельностью Общецерковной аспирантуры, которая является преемницей филиала аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
Ректор аспирантуры также рассказал об учебном процессе, который строится в соответствии с принятыми в России образовательными стандартами, о развитии контактов с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, о деятельности Общецерковного диссертационного совета. Как было отмечено, цель работы аспирантуры — подготовить новое поколение церковных ученых, богословов, обладающих всеми необходимыми навыками для самостоятельной научно-исследовательской работы и практического применения ее результатов в своем церковном служении.
На встрече состоялось обсуждение перспектив развития Общецерковной аспирантуры, а также был поднят вопрос о реставрации переданных для нужд учебного заведения зданий Патриаршего Черниговского подворья.