«Конец света» в Мексике
В это-то самое время, когда заботливый хозяин и собаку в джунгли не выпустит, с 6.30 утра весь юго-восток Мексики пришел в невиданное оживление. Возле отелей на побережье Карибского моря и Мексиканского залива суетливо загружались туристические автобусы. В городах на трассе Канкун — Мерида полиция работала в усиленном режиме, даже жадные до пессо служители мексиканской «ГИБДД» в этот торжественный день почти не цеплялись к машинам с красными туристическими номерами и старательно занимались регулировкой движения на перекрестках…
Когда с тобой полуторагодовалый младенец, на экскурсии уже не поездишь. Тем более на целый день, куда-то за 200 километров по джунглям в туристическом автобусе. Чтобы посетить Чичен-Ицу, знаменитое поселение индейцев майя, объявленное как эпицентр «конца света», — оставалось брать в аренду машину. Нам достался старенький — времен Джеймса Бонда — легковой четырехдверный «ниссан». Как заверили хозяева, — «эконом-класса». Это уже в джунглях выяснилось, что бензин он поглощает, как внедорожник…
Вручая ключи от машины, мексиканец дал совет не ездить сегодня в Чичен-Ицу:
— Зачем вам это? Сегодня туда со всей Мексики поехали, целыми автобусами. По телевизору сообщили, 100 тысяч собираются сегодня туда приехать. Будут толпы людей, на парковках мест не найдете, езжайте лучше завтра.
— А что случилось-то?
— Ну так «Конец света» по предсказаниям майя, так в теленовостях объявили…
Журналистский азарт взял верх над здравым смыслом. Поблагодарив за дельный совет, разумеется, я тут же направил машину в Чичен-Ицу. К сожалению, ни JPS-навигатора, ни даже обыкновенной карты дорог Мексики раздобыть не удалось. Пришлось обходиться лишь туристическими листовками-схемами и дорожными указателями.
Объехав Канкунскую лагуну, на берегу которой то и дело возникал необычный для России дорожный знак — распахнутая пасть крокодила и что-то по-испански об аллигаторах, — мимо аэропорта, наконец, мы выбрались на платную трассу «Канкун — Мерида». Отсюда до Чичен-Ицы по джунглям всего 187 км. Но уже на полпути в баке как-то неожиданно рано закончился бензин. Пришлось свернуть в какой-то крупный исторический город с названием то ли Валидол, то ли Валладолид. Городок примечательный уже тем, что сохранил старую застройку и архитектуру. Лавируя по его узким улочкам, я все ожидал, когда же у стен нищего костела появится тройка марьячо с их стреляющими гитарами из фильма Родригеса «Однажды в Мексике»…
И снова скоростная трасса на Мериду — пустынная, лишь какие-то огромные черные пернатые хищники кружат над дорогой. Небо в тучах, дважды прокапал на лобовое стекло тропический дождик. Несмотря на то что еще только полдень, странно стемнело, почти сумерки — облачность ли тому виной, или и вправду солнечное затмение, как обещали, произошло — за облаками все равно не видно.
Уже на подъезде к Чичен-Ице все чаще скопления машин и автобусов. Парковки и целые палаточные городки устроены прямо в джунглях. На табличке надпись «Нет наркотиков, нет алкоголя, нет нудистов». Возле одного из палаточных городков, чтобы уточнить дорогу, делаю остановку. После 200 километров по мексиканскому автобану в голове мешанина из английского с испанским — заранее готовлю фразу «Уэриз мэйн энтрада?» Впрочем, когда из палатки вышла группа «паломников», поразительно напоминающих персонажей Родригеса и Тарантино, — стремление к диалогу как-то иссякло, и захотелось быстрее покинуть стоянку. Но уже через 500 метров на обочине стали встречаться целые толпы людей в белых одеждах — хиппи или сектанты. Это радовало, — значит, верным курсом едем — вместе со всеми землянами к «Концу света».
Бросив наш «ниссанчик» под каким-то огромным и мне неизвестным деревом, дальше к пирамидам идем сквозь джунгли пешком, с детской коляской. Конечно, пересмотрев множество замечательных голливудских блокбастеров, в которых искатели сокровищ, несмотря на все препятствия и ловушки, сквозь заросли джунглей продираются к этим самым пирамидам майя, — очень хотелось увидеть нечто похожее — не тронутое цивилизацией, дикое и мистическое. Тем более в такой священный для всех почитателей майя день — 21.12.12. Но, увы, дальнейшая тропа к пирамидам пролегала сперва сквозь череду отелей и ресторанчиков, раскинувшихся прямо в джунглях. Затем был кордон и билетная касса. И еще 800 метров по лесной тропе, мимо десятков лотков с сувенирами, майянскими пирамидками и вездесущими магнитиками и тарелками. Так, продребезжав по грунтовке с коляской, в людском потоке мы вышли на поляну, или даже поле. Вот оно, одно из самых священных мест и поселений майя — комплекс древних храмов и величественных пирамид — Чичен-Ица.
В центре поля — самая высокая и самая известная по кинофильмам пирамида, по периметру в зарослях — остатки загадочных зданий, храмов, колоннады и древняя каменная обсерватория. И тысячи-тысячи приехавших на «конец света» — множество туристических групп, такие же как мы одиночки-путешественники, полиция, медики, коллеги-телевизионщики и, разумеется, целые процессии то ли хиппи, то ли сектантов. Кто фотографируется на фоне пирамид, кто, воздев руки к небу, чего-то ожидает сверхъестественного, остальные сидят на травке с закрытыми глазами и отрешенно медитируют… Все точь-в-точь, как в американских фильмах-катастрофах, показывающих человечество в ожидании Апокалипсиса.
Где-то к двум часам дня тучи стали расходиться, и за главной пирамидой показалось солнце. Ожидающий чуда и конца света народ возликовал, земляне вновь воздели руки к небу. Все взгляды устремились на вершину пирамиды.
Чего все ожидали, не могу судить. Что небо разверзнется и на пирамиду приземлится летающая тарелка? Или в самой пирамиде в час «Х» откроются звездные врата, выйдут древние божества и научат землян тайным знаниям, или вообще всех уничтожат? Внезапно в толпе раздались удивленные возгласы, а потом и аплодисменты. Кто-то опять воздел руки, кто-то — фотоаппарат. На вершине пирамиды показалось человекообразное существо… Толпы людей на земле взволновались и пришли в движение.
И только когда пригляделись, кто-то из туристов узнал в неведомом гуманоиде — своего приятеля. Тут же по рации вызвали полицию, через несколько минут на вершину пирамиды уже карабкались секьюрити. Нарушитель порядка, увидев преследователей, тут же скрылся где-то на верхнем ярусе. Так и не дождавшись «конца света», публика теперь с любопытством следила за пирамидой майя, на которой развернулась настоящая погоня…
Поймали ли беглеца, — этого я не видел, — но через 10 минут, с другого склона пирамиды те же секьюрити почему-то спускали уже двоих задержанных бедолаг, с вещами и большими походными рюкзаками. Оказывается, эти двое, видимо, еще с ночи под покровом темноты забрались на пирамиду, и там, на вершине, расстелив коврики, — никому не заметные с земли, — спокойно себе медитировали в ожидании «конца света»… Пока на них случайно не наткнулись во время погони стражи порядка.
— Сащья! Сащья!.. — вот уж никак не ожидал, что здесь, в центре полуострова Юкатан, у подножия пирамид майя, кто-то окликнет именно меня. Из толпы нам махала рукой и улыбалась Марселия — знакомая мексиканка, работающая барвуменшой в одном из баров недалеко от нашего отеля в Канкуне.
— Марселия, ну, мы понятно — руссо туристо, — а вы-то как здесь оказались?
— А я, Сащья, приехала сюда с товарищами. Все-таки такое событие — Конец света!.. Ну, раз уж он не наступил, — заходите ко мне завтра в бар, я вас мексиканским пивом угощу. Или текилой…
Канкун – Чичен-Ица, 21.12.12. Мексика