Церковь и общество - почти синонимы?(Ч.1)
Чиновнику естественно быть с народом
- Отец Всеволод, в своём выступлении в Высшей школе государственного администрирования МГУ Вы сказали, что современная Церковь не должна быть государственной. При этом последние пять-шесть лет не только светские журналисты, но и многие церковные люди говорят как раз о тенденции сращивания госаппарата и Церкви: так, губернатор присутствует на богослужении не потому, что он православный человек, а потому что «протокол обязывает»; священника приглашают освятить мост, супермаркет или здание администрации не потому, что работающие там люди верят в Бога, а только потому что «так полагается». Вы как председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества видите проблему в этой ситуации?
- У нас просто забывают, что такое государственная Церковь. Если то, что Вы перечислили, является её признаками, то Соединённые Штаты - это теократия. Имеющаяся у нас система предполагает гораздо более выраженное разделение Церкви и власти, чем в самых жёстко их разделяющих западных странах - я имею в виду Соединённые Штаты и Францию. У нас нет оплачиваемых государством капелланов в тюрьмах и армии, у нас нет таких вещей, как молитвенные завтраки в Белом доме или Конгрессе.
Чиновнику и политику естественно быть там, где находится народ. Государственный деятель, даже неверующий и неправославный, на мой взгляд, должен присутствовать на тех событиях, где присутствует большое число его избирателей или тех, о ком он заботится по долгу государственной службы. Поэтому всё то, что вы перечислили, нормально в любом обществе.
- На Ваш взгляд, отношения Церкви и государственных институтов сегодня нуждаются в корректировке?
- Вы знаете, они должны быть воплощением идеи сотрудничества. Мы не по всем пунктам соглашаемся, у нас есть немало поводов для дискуссий, в том числе по проблеме передачи имущества, по вопросу преподавания положительных знаний о религии в школе. Тем не менее у Церкви и государства во многом один и тот же народ: наше общество состоит преимущественно из православных христиан. Поэтому, когда государство и Церковь заботятся о благе одного общества, они, конечно, должны работать вместе, и они стараются это делать.
- Насколько нормальной является открытая поддержка Церковью той или иной государственной политики? Когда преемником президента В. Путина был назван Дмитрий Медведев, приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II довольно чётко сказал, что он этот выбор поддерживает, т.е. по существу прямо благословил будущего президента на дальнейший путь. Или это всё же частный случай?
- Покойный Святейший Патриарх ни за кого не призывал голосовать и не благословлял ничью политическую деятельность. Те слова, которые он сказал, в этом отношении были предельно точно выверены. Ни в какой предвыборной агитации Церковь не участвовала, но естественно, что после избрания Президента Патриарх его напутствовал. Было бы странно, если бы было иначе: ведь речь идёт о главе государства, в котором православные христиане составляют большую, если не большую часть народа.
Об отделе по взаимоотношениям Церкви и общества
- Насколько сейчас структура и штат вашего отдела - совсем молодого - соответствуют его задачам?
- Пока ещё структуры практически не существует. Есть несколько человек, которые работали в других синодальных учреждениях и имеют большой опыт деятельности в этой сфере; они сейчас продолжают свою работу, и я надеюсь, в ближайшее время она получит новое продолжение.
- Уже известно, где в Москве будет находиться здание отдела?
- Это будет объявлено в ближайшем будущем.
- С какими общественными объединениями вы сейчас ведёте переговоры, и какие актуальные вопросы обсуждаются?
- Каждый день возникает несколько десятков вопросов, и перечислить их все достаточно сложно. Мы взаимодействуем с самыми разными общественными силами в работе над организацией очередного Всемирного русского народного собора, Дней славянской письменности и культуры, ведём консультации по теме ювенальной юстиции, которая сейчас очень активно обсуждается, работаем с проектом закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения и так далее.
Нужно быть христианином не только в воскресное утро
- Вы говорили, что Церковь призвана стать народной. Но существует проблема, о которой сказал Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений. Многие священники судят о результатах своего служения по заполненным храмам (которых на самом деле мало), ничего не делают для того, чтобы появились новые прихожане, и беспокоятся только тогда, когда посещаемость храма отражается на материальном благополучии клирика (на селе это происходит сплошь и рядом, но в городе редко). Что нужно делать для перехода от такого пассивного ожидания к активному свидетельству окружающим о Христе?
- Храм и приход - это не совсем одно и то же. Конечно, жизнь христианской общины должна объединяться вокруг богослужения: если мы превратимся в ещё одну общественную организацию, мы потеряем себя. Но точно так же мы потеряем себя, если будем воспринимать приходы как комбинаты ритуального обслуживания , куда люди приходят и вносят определённое пожертвование, ожидая, что их обслужат и тут же оставят в покое. К сожалению, часто и служители в наших храмах ведут себя как персонал торговой точки, задача которого - быстро обслужить людей и на этом успокоиться. Храм должен быть местом, куда люди приходят, чтобы разделить молитву и общение с Богом, без которого христианин не может жить.
Но приход - это не только храм. Это вся община в городе или на селе, которая живёт христианской жизнью везде: в сфере экономики, местного самоуправления, культуры, общения. Поэтому приход - это и кинотеатр, и парк, и библиотека, и школы, и больницы, и молодёжные клубы. И везде в этих местах должны присутствовать христиане.
- Просвещение народа должно начинаться с того, чтобы церковные люди сами «шли в народ»?
- Сегодня они в значительной степени и составляют этот народ; нужно только достичь того, чтобы они всегда были христианами - не только в храме в воскресное утро, но и везде, где живут, работают, отдыхают.
- Нет ли опасности для Церкви, если она будет активно развивать своё проникновение в самые разные формы культурной жизни, маргинализироваться, превратиться в ту самую «ещё одну общественную организацию»?
- Этого не будет, если жизнь христианской общины будет строиться вокруг богослужения и молитвы.