Рождение новозаветной Церкви

На Троицу пол в храме устлан свежей травой, люди, стоя на коленях, читают молитвы. Что мы празднуем, и причем здесь березы?

 

О том, что произошло, рассказано в первой главе книги Деяний Апостолов. В иудейский праздник Пятидесятницы ученики Иисуса Христа собрались вместе в Иерусалиме и вдруг услышали шум с неба. Шум был как от сильного ветра, он наполнил дом, в котором они находились, и над каждым из них апостолов появился как бы огненный язык. Так внешне они увидели действие сошедшего на них в тот час Святого Духа.

Другим Его проявлением было то, что апостолы стали говорить на разных языках. Наверное, они сами очень удивились этому и вышли на улицу.

В тот день в Иерусалиме было многолюдно: множество иудеев пришли в город, чтобы отпраздновать Пятидесятницу. Те, которые родились вне Святой Земли, говорили на разных языках. И вдруг каждый из них услышал свое родное наречие!

Представляю, как радостно каждому их них было встретить в Иерусалиме человека, говорящего с ним на одном языке! И как же они удивились, когда узнали, что множеством языков владели самые обычные люди, пришельцы из бедной окраинной Галилеи!

Да ладно, неужели эти бедняки и вправду знают языки? Не почудилась ли им иностранная речь? И не пьяны ли эти люди, называющие себя последователями Иисуса Христа?

И тут апостол Петр развеял их сомнения и объяснил, что все это происходит на самом деле и знание языков - это дар Бога.

Слушавшие были поражены до глубины души. Они видели и своими ушами слышали то, о чем читали в книгах или знали от мудрых старцев и раввинов. Когда-то давно пророки исполнялись Святого Духа и сообщали их предкам волю Господа и предсказывали будущее. И вот теперь на Святой земле происходит аналогичная вещь: простые люди говорят о великих делах Божиих и без труда объясняются на разных языках. Это не предание, а реальность!

-Что нам делать? - только и могли спросить люди у апостолов.

- Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

Тогда крестились около трех тысяч человек. Они разделили между собой имущество, каждый день пребывали в храме, вместе молились и преломляли по домам хлеб. Они хвалили Бога и находились в любви у всего народа. Они образовали христианскую Церковь - тело, главой которого был Христос, а равноправными членами - входящие в нее люди.  В этот день родилась христианская Церковь .  Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Апостолы не были бессмертны, и ту Божественную благодать, которая сошла на них в день Пятидесятницы, они передали своим последователям, рукоположив первых епископов.

Эта благодать пребывает в Церкви и поныне, передаваясь через Таинство рукоположения епископов, священников и диаконов.

Другое Таинство, в котором человек получает благодать Святого Духа,- это Крещение. Получается, что первыми таким образом были крещены апостолы (Иоанн Предтеча крестил только водой).

Возникает вопрос: почему после совершения Таинства Крещения такие дары, как знание языков и дар исцеления, даются не каждому христианину? Вопрос для многих важный, потому что и здоровье - дело хорошее, и знание языков всегда пригодится.

Святитель Иоанн Златоуст объясняет это тем, что в первые времена христианства людям было настолько трудно поверить в Воскресение, что им необходимо было видеть чудо, например такое, как дар владения иностранными языками. Потом, когда вера в людях окрепла, эти свидетельства оказались им не нужны. Так что не стоит думать, что мы чего-то лишены по сравнению с первыми христианами. Напротив, у нас есть то, чего не было у них. Только мы этого не видим (не хотим видеть) и не ценим, гонясь за временным, а не за вечным.

На Руси праздник Троицы стали отмечать не сразу после крещения, а в период расцвета русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском.

Праздник Пятидесятницы состоит из двух праздничных дней - Троицы  и Духова дня. Первый называется Троицей, потому что перед людьми проявилось единство Бога Отца, Сына и Святого Духа. «В сей день торжественно открылась св. Троица - Бог Отец, пославший Духа Святаго Апостолам по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали», - писал Св. Иоанн Кронштадтский.

Второй день носит название Духов день, потому что вспоминается само сошествие Святого Духа на апостолов.

Т.е. событие одно, просто в разные дни вспоминаются различные его стороны.

В чем же смысл Пятидесятницы?

Вот как объясняет это Иоанн Златоуст: «Христос взял начаток нашего естества и воздал нам благодать Духа; и как бывает после продолжительной войны, когда кончено сражение и заключается мир, так что бывшие между собою во вражде дают друг другу поруку и заложников, так произошло и между Богом и человеческим естеством; оно послало Ему в поруку и заложником свой начаток, который вознес Христос, а Он в замен послал нам в поруку и заложником Духа Святого. А что мы имеем поруку и заложника, это видно из следующего: порука и заложники должны быть царского рода, поэтому и ниспослан нам Дух Святый, как царственный по естеству, равно как и вознесшийся от нас был царского рода, потому что Он был от семени Давидова. Поэтому я уже больше не страшусь, так как начаток наш восседает горе; поэтому, хотя бы кто говорил мне о черве неумирающем, или об огне неугасающем, или о других наказаниях и мучениях, я уже не боюсь, или лучше, хотя и боюсь, но не отчаиваюсь в своем спасении».

Иными словами, Пятидесятница - день, в который завершается дело спасения человеческого рода, день окончательного примирения Бога и людей.

Не случайно оно произошло именно через 50 дней после Воскресения Христа. «Седмицы дней производят пятидесятницу - день у них священный (Лев.23:21), - писал об иудеях Св. Григорий Богослов, - седмицы же лет - так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли, и освобождение рабов, и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и восьми (Екк.11:2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение».

«Восьмой день» - это метафора, которая обозначает новую эпоху. Будущий Собор всех Сил Небесных святые Отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха - «восьмой день». Так что 50-й день символизирует начало нового периода в истории человеческого рода, эпохи, в которую Святой Дух пребывает на Земле - в Церкви.

«Со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила, - писал Иоанн (Крестьянкин) о сошествии Святого Духа на апостолов. - Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих».

По сей день существует традиция украшать храмы и красные углы дома зелеными ветками березы. Нежные зеленые листья , хотя и пришедшие в Церковь из языческих весенних обрядов, - символ наступления нового времени, освященного Святым Духом.

От Пятидесятницы принято отсчитывать все последующие недели церковного года (1-ое воскресенье по Пятидесятнице и т.д.) вплоть до Недели мытаря и фарисея (Великого Поста).

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале