Пятидесятницу празднуем

Сошествие Святого Духа на апостолов стоит на границе двух периодов: здесь завершается евангельская история – и открывается история Церкви; подходит к концу пение Триоди – и приближается время Октоиха; совершается торжественное празднование, а с понедельника (понедельника Святого Духа) начинается новая жизнь.
 

Об этом празднике столько всего сказано, что вряд ли можно добавить что-то новое. Но всё же, думается, остается одна сторона, о которой мы знаем непростительно мало. Я имею в виду службу праздника. Каждый год мы приходим в храм, стоим на всенощном бдении в субботу вечером, затем в воскресенье утром приходим на литургию, после -коленнопреклонно молимся на вечерне. Но многие ли из нас хотя бы раз полностью выслушали (или прочли) - и поняли службу Пятидесятницы? Вопрос, как говорится, риторический. Поэтому давайте вчитаемся хотя бы в некоторые песнопения праздника - они дадут пищу и для ума, и для сердца.

Начнем с тропаря и кондака. Те, кому эти тексты представляются хрестоматийными, могут смело двигаться дальше. Тропарь по-славянски звучит так: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе». Мы, конечно, понимаем, что речь идет об апостолах - они здесь названы ловцами (рыбаками). Можно подумать, что Христос явил премудрых ловцов - вот только непонятно: кому явил и зачем? Близость церковнославянского и русского языков здесь, как ни странно, препятствует правильному восприятию текста. На самом деле имеется в виду вот что: Христос явил (т.е. сделал) рыбаков (апостолов) премудрыми, ниспослав им Святого Духа. А затем с их помощью уже уловил всю вселенную.

Кондак, пожалуй, еще интереснее. «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». Трижды в славянском тексте употребляется слово языки, и каждый раз - в особом значении. В первой части кондака речь идет, как можно догадаться о строительстве вавилонской башни: тогда Всевышний смешал языки, разделив тем самым народы; теперь же, когда на апостолах почил Дух в виде языков пламени, Господь вновь призывает народы к единству. Говорение на языках - не единственный и не главный дар Святого Духа, но зато как лаконично и глубоко сказано (точнее - не сказано) об этом в кондаке праздника!

На службе праздника многократно поется молитва «Царю Небесный...». Казалось бы, это из начальной школы. Но выясняется, что эту молитву не вполне верно понимают даже люди, которые уже много лет ходят в храм. (Здесь опять нас подводит близость русского и церковнославянского.) Что значит «исполняющий»? Делающий всё, что ни попросишь? Греческий оригинал свидетельствует об ином смысле: всё наполняющий, везде присутствующий. А что такое «сокровище благих»? Святой Дух - сокровище для хороших людей, чудесная находка для праведников? Нет, Параклит - это сокровищница всех благ, вместилище всего благого, доброго. (Несколько неловко разъяснять столь простые вещи, однако преподавательский опыт показывает, что это нелишне.)

Далее обратим внимание на седален по полиелее. К сожалению, на церковнославянский с греческого он переведен не очень складно - да и трудно его перевести хорошо. И всё же попробуем, основываясь на переводах проф. М. Н. Скабаллановича и иером. Амвросия (Тимрота): «По восстании Твоем, Христе, из гроба и к небесной высоте божественном вознесении, боговидцам ниспослал Ты славу Свою, Милосердный, Дух Правый обновив в учениках; потому они, как лира музыканта под божественным плектром, всем изъяснили таинственные возглашения свои и Твое, Спаситель, домостроительство». Какой интересный образ: апостолы уподобляются музыкальному инструменту, на котором играет Бог! Заметим, что боговидцами названы ученики Христа, в то время как обычно этот эпитет прилагается к пророку Моисею.

А вот, кстати, и о нём - в ирмосе первой песни второго канона на утрене: «Божественным покровен медленоязычный (т.е. косноязычный - Моисей) мраком, извитийствова богописанный закон: тину бо отряс очесе умнаго, видит Сущаго, и научается Духа разуму (т. е. знанию), хваля (Бога) божественными песньми». Здесь сополагаются и противопоставляются два события: дарование Закона на Синае и сошествие Духа на Сионе. Пророк восходит на гору, покрытую сумраком - Святой Дух спускается на учеников в виде языков огня. Закон дается гугнивому Моисею - Утешитель же дарует апостолам говорение на языках. Избранный народ обретает законодательство через посредство человека, новый же Израиль исполняется благодати благодаря Божественному Посреднику - Сыну Божию и Сыну Человеческому.

Почти каждая строфа праздничной службы достойна не только комментария, но и толкования. К сожалению, у нас нет возможности сделать подобный разбор всей службы. Интересующихся отсылаем к работе проф. Скабаллановича из серии «Христианские праздники», к греческому оригиналу и русским переводам.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале