Детей в науку вовлекают не только учителя, но и ученые с мировым именем
«Каждый проект оценивался жюри с точки зрения оригинальности, содержательной целостности и методической проработки», — рассказал ИТАР-ТАСС участник Экспертного совета конкурса образовательных проектов для школьников Дмитрий Кокорин.
Конкурсанты предлагают разные способы увлечь детей наукой: кто-то сосредоточивается на чисто научных приемах, а кто-то старается воспитать будущих ученых с помощью игровых элементов. Кандидат физико-математических наук, старший преподаватель социологического факультета МГУ Кирилл Медведев рассказал об опыте трехдневного творческого лагеря BootСamp для учеников московского физико- математического лицея «Вторая школа». Такие лагеря организуются прямо в школе во время осенних и весенних каникул. Это комплекс предметных и развивающих игр, семинаров, мастер-классов, объединенных общей темой и сюжетной линией. «Наша глобальная задача — воспитывать людей с разнообразными интересами и свободным мышлением. На локальном же уровне, хочется просто отвлечь детей от привычных занятий физикой и математикой и раскрыть их творческий потенциал», — поделился преподаватель.
Из разряда чисто научных проектов выделяется предложение доктора биологических наук, профессора Ратгерского университета США, заведующего лабораторией Института биологии гена Российской Академии наук Константина Северинова по развитию исследовательской деятельности старшеклассников. Суть проекта в том, что интересующиеся молекулярной биологией школьники проводят настоящую научно-лабораторную работу под присмотром знаменитого ученого и его аспирантов.
Северинов уверен: чтобы подрастающее поколение всерьез заинтересовалось наукой, нужно работать не только со школьниками, но и с их учителями. При поддержке фонда он уже третий год организует уникальные лабораторные тренинги для учителей биологии со всей России. Занятия проходят во время новогодних каникул и длятся пять дней. Программа цикла состоит из семинаров и лабораторных работ с использованием учебных наборов, с помощью которых можно провести наглядные эксперименты: например, выделение ДНК или создание бактерии, светящейся после введения в нее гена медузы.
Как рассказал доктор медицинских наук, профессор медицинской школы Гарвардского университета Константин Храпко, он прочитал лекцию по биологии старения и показал несколько экспериментов, которые, по его опыту работы в США, имеют успех и большую познавательную ценность. «Я попытался внести больше "науки": объяснить просто и доступно интересные физико-химические явления и принципы», — сообщил ученый.
О том, как важны подобные проекты для будущего детей, есть много историй. Одну из них рассказал декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета Дауд Мамий: «Как-то к нам на летнюю математическую школу приехал мальчик и сразу попросился в сильную группу, хотя за ним не числилось побед в математических олимпиадах. Но юноша оказался самородком. Мы пригласили его на математическую смену в лагерь "Орленок" и тот заряд, который он получил от участия в наших научных проектах, позволил ему успешно выступить на Московской математической олимпиаде и потом стать студентом мехмата МГУ».