На Сахалине спасают вымирающую профессию маячника
Однако так ли уж нужна в современном мире эта сложная и романтическая работа? Чтобы ответить на этот вопрос, оглянемся в прошлое.
Первый маяк на Сахалине установили в посту Дуэ в 1860 году. Деревянную маячную башню построили чуть севернее постовой пристани на высоте 88 м. Маяк проработал несколько лет, но специалисты были недовольны его световыми характеристиками. И в 1864 году по специальному заказу властей поставили новую башню, снабженную отражательным осветительным аппаратом. Теперь огонь маяка возвышался над уровнем моря уже на 114 м.
Японцы очень серьезно относились к маякам и старались, чтобы во всех заслуживающих внимания местах моряков предупреждали яркие сигнальные огни. Именно поэтому за 40-летний срок правления губернаторства Карафуто на Южном Сахалине было установлено 25 маяков и створных знаков. Пополнилось их количество и в советский период. Сейчас на Сахалине порядка 70 маяков и около 40 маяков на Курилах. К сожалению, почти все эти уникальные строения находятся в плачевном состоянии. Однако есть люди, которые мечтают о возрождении былого величия маяков.
По словам советника Агентства по культуре Сахалинской области, краеведа, этнографа, путешественника Игоря Самарина, есть идея запустить в Сахалинской области программу по сохранению этого наследия. «Существуют люди, заинтересованные в том, чтобы возрождать маяки. Пусть они будут недействующие, но останутся хотя бы как памятники истории. Но ни финансово, ни организационно эта идея пока не закреплена», — сказал Самарин.
Спасти умирающие маяки Сахалина пытается и эколого-просветительский клуб «Бумеранг». В прошлом году его волонтеры организовали поездку на маяк «Анива», которому более 70 лет. Однако от увиденного экологи расстроились.
«Шикарная девятиэтажная башня периода губернаторства Карафуто разрушается под воздействием моря и ветра. Но больше — от вандалов, хотя маяк находится в труднодоступном месте — на скале Сивучья Анивского района. Маячника там нет, следить некому. Само это строение — как исторический документ. Маяк был построен в 1939 году по приказу японского инженера Миура Синобу. В то время это было самое сложное техническое сооружение на Сахалине. Внутри до сих пор какие-то карты, письма, архивные документы… Неужели все это не нужно сохранять?», — говорит руководитель клуба «Бумеранг» Вячеслав Козлов.
Те маяки, на которых до сих пор живут люди, находятся в лучшем состоянии. Но каких усилий стоит маячникам поддерживать в них жизнь, не знает никто, кроме них самих. В отличие от былых времен, когда на маяках шла активная работа и профессия маячника была востребованна и уважаема, сейчас начальник маяка — просто сторож, в ведении которого старинное оборудование и остатки былой роскоши. В обязанности хозяина маяка входит исполнение различных поручений, которые, как бы смешно это ни звучало, нужно давать самому себе. Ведь никому нет дела, чем живет маячник, а совсем без занятий можно и с ума сойти. Раньше на сахалинских маяках жили и работали максимум по шесть человек, сейчас — по одному-два. По большому счету большинству маячников в современном мире нечего делать. Электроника здесь легко может заменить человека.
Но не все маяки Сахалинской области находятся в таком запустении, как Крильонский. И не все маячники считают, что их профессия вымирает. Навигационный маяк на мысе Лопатина уже 100 лет указывает морякам путь домой. Он был построен в 1912 году. Благодаря начальнику маяка Владимиру Комарову, которому уже 82 года, Лопатинский маяк считается самым ухоженным в области. Жизнь Владимира Ивановича неразрывно связана с маяками. Когда он только женился, то сразу поселился с молодой женой на Кузнецовском маяке — принял его в наследство от своего тестя, а тот, в свою очередь, от маячника Каймакова, который работал на этом маяке еще с японскими служителями. В 1964 году Владимир Иванович перевелся на маяк на мысе Лопатина. Он отметил, что за все время работы здесь свет прервался только один раз — ровно на час в августе 2007 года, во время сильного землетрясения в Невельске. Тогда Владимир Иванович за час разгреб завалы и запустил дублирующее электропитание.
«Маяки — святыни морей. Они всегда будут нужны: электроника подведет, а люди нет. Нельзя все маяки переводить на автомат — они умрут. Посмотрите, что стало с маяком на мысе Анива, а ведь это уникальное строение! Жаль, что молодежь не идет на маяки работать. Все-таки работа эта ответственная. На маяках должны жить люди», — считает Владимир Комаров.
И все-таки нужны ли маяки в Сахалинской области? Зачем выделять средства на их содержание, на зарплату маячникам? Ведь современные корабли оснащены навигационным оборудованием, в их распоряжении точные карты, прогнозы погоды, спутниковая связь. А маячник — это ведь даже не профессия: нет таких учебных заведений, в которых учили бы этому ремеслу.
«Я не могу сказать, сколько маячников в области. Это личный состав воинской части, такую информацию разглашать нельзя. Люди выполняют свой долг, конечно, они нужны. И пусть все не так красиво со стороны, как нам хотелось бы, но маяки работают. Одни автономно, другие с помощью человека. Недействующих нет. Главная проблема, на мой взгляд, в том, что у министерства обороны нет денег на поддержание и восстановление маяков, а область не может тратить деньги на ремонт чужого имущества», — сказал групповой капитан гидрографической службы Игорь Тихонов.
Получается, объекты исторической ценности на сегодня поддерживают только люди — те самые маячники, о романтичности профессии которых ходят легенды. Те, которые ежедневно выполняют свою непростую работу в суровых условиях. Возможно, когда-нибудь Минобороны передаст маяки в областную собственность. И у них, опять-таки возможно, начнется новая жизнь. Пока же в собственность Росморфлота передаются только знаки маячного типа в сахалинских морских портах.