Портреты защитников отечества экспонируются в музее Великой Отечественной войны

В Центральном музее Великой Отечественной войны проходит выставка «Защитники Отечества. Военный портрет». Более 180 экспонатов — живописи, скульптуры, графики — рассказывают о военной истории России с древнейших времен до наших дней.

Выставка создана на основе коллекций Центрального музея Великой Отечественной войны с участием Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Союза художников России, Московского союза художников, а также Творческой мастерской живописи Российской академии художеств, сообщает сайт музея.

Центральный музей Великой Отечественной войны давно и плодотворно сотрудничает с Российской академией живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Академия успешно участвует в патриотическом воспитании подрастающего поколения Российской Федерации. Неоднократно дипломники и преподаватели передавали в дар музею свои произведения, посвященные участникам Великой Отечественной войны. Эти и новые работы дипломантов Академии стали отправной точкой для организации исторического раздела художественной выставки «Защитники Отечества. Военный портрет». Обращаясь к событиям древней и новейшей военной истории, выпускники Академии В. Графов, К. Гошко, С. Зубцов, Е. Камынина, Д. Костылев, А. Крылова, С. Онучкин, С. Трошин, А. Шанин, А. Чубакова, Р. Яшин сумели талантливо донести до зрителя роль конкретных исторических личностей в судьбе России.

В двух других разделах, рассказывающих о ветеранах и полководцах Великой Отечественной войны, представлены работы из коллекции батальной живописи музея Великой Отечественной войны, авторами которой являются художники военного времени и последующих поколений. Как правило, художник баталист превосходно работает в портретном и в пейзажном жанрах, умеет передавать портретное сходство выдающихся исторических личностей, полководцев и, конечно же, может найти образы простых солдат — защитников Отечества, показать героизм и трагизм их судеб. Выставка «Защитники Отечества», представляя жанр военного портрета в исторической ретроспективе, раскрывает военную историю России не через событие, а через изображения ее героев.

Россия — страна с многовековой военной историей. В годы Великой Отечественной войны многие советские живописцы, являясь патриотами и участниками трагических событий, писали картины на исторические темы, создавая живописную историю военной славы русского народа. Художники портретного жанра увековечивали в своих работах великих полководцев России. Так, П.Д. Корин, работавший в годы войны главным образом в области портрета, создал величественный образ Александра Невского. Художник А.П. Бубнов начал писать историческое полотно «Утро на Куликовом поле» в 1943 году, после победоносной Сталинградской битвы. Вызванный творческим воображением художника, возвращенный из глубины веков образ Дмитрия Донского и сегодня кажется нам живым и близким. Осознание страшной опасности, нависшей над Родиной, предельная собранность всех сил для победы над врагом нашли отражение в искусстве портрета тех грозных лет. Мы узнаем время войны по напряженности мыслей и чувств изображенных людей. По особой подтянутости, серьезности и сосредоточенности, которые отчетливо видны в портретах командиров, врачей, медсестер. С приближением к Победе военный портрет становится сложнее и разнообразнее по сюжетно-композиционному построению и колориту. В нем начинает ощущаться торжественность и гордость за свою страну и ее героев. Появляются групповые портреты с глубокой характеристикой героев картин и художественной цельностью всего полотна.

В скульптуре военных лет также наибольшее развитие получил портрет. В этой области искусства работали многие мастера. Ими создана большая галерея портретов полководцев и героев Великой Отечественной войны. Часто скульптурный портрет создавался в работе с натуры в сложных условиях боевой обстановки. Некоторые скульпторы прямо на фронте лепили портретные этюды своих героев. В коллекции нашего музея есть такие работы, покоряющие живостью характера и убеждающие достоверностью обстановки. Лучшая из них — скульптурный портрет участника штурма рейхстага майора Соколовского, созданный скульптором Студии имени М.Б. Грекова И.Г. Першудчевым в мае 1945 г.

Художники послевоенного поколения привнесли в летопись о войне свои размышления, символические обобщения, раскрывая духовный мир защитника Отечества. Большая часть работ в этом направлении предоставлена Студией имени М.Б. Грекова — Д. Ананьевым, А. Дроздовым, А. Евстигнеевым, В. Мокрушиным.

Портреты современных воинов представлены в работах художников Творческой мастерской живописи Российской академии художеств М. Фаюстова и П. Любаева.

Четвертый раздел выставки посвящен судьбе женщины на войне. В этом разделе демонстрируются работы участниц войны С. Урановой и В. Глобиной, а также молодых художниц Е. Степуры и Е. Камыниной, талантливо продолжающих эту тему в российском изобразительном искусстве.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале