Белая ворона - Евгений Миронов (Ч.2)
- Безусловно, если бы это не было страшно и тяжело - вытаскивать из самых отдаленных уголков своей души на свет Божий то худшее, что в нас есть, чтобы наконец избавиться от него, то и в покаянии не было бы труда и боли. А вообще страшно, трудно быть самим собой в каждое мгновение своей жизни - и не только перед людьми, но и перед Богом? Или хотя бы перед самим собой? Как Вы считаете?
- С одной стороны, очень легко. Потому что быть самим собой - это следовать совести. Это очень просто. Тут (показывает на голову) нас могут обманывать, а вот тут, в сердце,- нет. Как-то вот не заглушишь. Мне так кажется. Хотя... Вот у Сталина что там было или у Гитлера? Были ли порывы или вообще все намертво зацементировано оказалось? Но я о себе всегда знаю, когда поступаю плохо. Это значит, что я бываю тогда не самим собой. Я точно знаю, что поступил плохо - промолчал или кого-то обидел и не извинился. Значит, есть этот термометр, который измеряет, что ты плохо сделал, значит, нельзя до конца забить поры эти. В этом - легкость.
А с другой стороны, конечно, очень сложно быть самим собой, потому что какой ты сам - очень трудно понять до конца. Думаю, до самой смерти человек изучает себя, и, наверное, это-то и есть одна из самых интересных задач в жизни - понять, какой ты. Потому что там, внутри,- это как вселенная. Ученые до сих пор не могут выяснить, есть ли еще где-то жизнь, другие галактики, а далеко ходить не надо, достаточно сходить внутрь себя . Мы по-настоящему себя не изучили, не знаем ни возможностей своих, ни способностей. До сих пор не знаем, на что человек способен.
- Там, внутри нас, и вправду вселенная. безбрежная и бесконечная. И там. на ее просторах или, наоборот, в ее никому, кроме нас, не ведомой сокровенности, происходит первая встреча с Богом, чудо рождения веры. Человек пытается потом проанализировать, как это чудо совершилось, и вот один понимает, что вера в каких-то небольших началах своих всегда была в его жизни, но он ее не замечал. Другой, как апостол Павел, переживает совершенно неожиданную вспышку света. А как это было у Вас? В какой момент Вы вдруг поняли, ощутили, что Бог есть?
- Я не помню. Вспышки такой не помню. Это какими-то зернами сидело во мне - благодаря моей тете Маше, маминой сестре родной. Я уже рассказывал об этом как-то: у нее над кроватью всегда висел с одной стороны Иисус Христос, а с другой - Ленин, друг напротив друга. И Ленина-то я знал... Эта картина и лучистые глаза на ней, улыбка, доброта, от образа этого исходящая, и - очень строгое лицо Иисуса Христа. Потрясающе! Потому что это такие несовместимые вещи, такая эклектика. Но когда я смотрел на Иисуса Христа, у меня как-то внутри было какое-то... Сомнений в том, что Он есть, у меня не было никогда, но Кто Он - этот строгий Человек, никто не мог мне объяснить. С Лениным все было просто и ясно, и поэтому я любил его сразу, априори, а со строгим образом Христа все было по-другому. А потом все и складывалось, и сложилось - из зернышек. Как - я не знаю.
- А в какой момент пришло понимание, Кто это - на иконе?
- Не знаю, да может быть, до конца и не пришло. Ведь не объяснишь это словами для себя внутри. Написано: Бог есть любовь. Но попробуйте в этом разобраться, понять это - как оно есть.
- В основе религии всегда лежит союз человека и Бога, личные взаимоотношения творения с его Творцом. А не бывает так, чтобы личные взаимоотношения в одно мгновение сложились, они выстраиваются, развиваются, углубляются. И поэтому в разные периоды жизни отношения эти могут быть разными. Чувствуете ли Вы, что в этом у Вас происходит какое-то изменение? Есть ли какое-то движение навстречу? Или ощущение того, что Господь больше от Вас требует, или Вы больше от Него зависите? Или Он больше Вам дает?
- Я думаю, что если бы не было движения навстречу - и с моей стороны тоже, то ничего бы не было. Ведь, по сути, я не понимаю, почему Бог мне так помогает. А Он мне очень помогает. Да, иногда кажется, что не по силам какой-то груз, но я сразу вспоминаю, что Он всегда дает по силам, и силы откуда-то берутся. Но сказать, что я иду «по лунной дорожке» к Нему, значило бы соврать. Я очень часто с этой дорожки схожу, падаю, спрыгиваю сам. А потом на нее взбираться раз за разом ой как тяжело.
- Но каждый раз взбираетесь сами или что-то заставляет?
- Ну, думаю, что сам я бы не взобрался. Я каждый раз чувствую помощь или так - что-то ведет. Обязательно чувствую чье-то присутствие.
- В своем интервью журналу «Фома» Вы говорили о том. как впервые пережили ощущение света. Кажется, это было в Оптиной пустыни, после первой в жизни исповеди. Но потом было очень знакомое каждому человеку чувство угасания этого света . А вот было ли в Вашей жизни то, что с этим светом могло бы сравниться?
- Нет, не было. Ничего не было.
- Может быть, риторический вопрос, но бесконечно важный для каждого из нас... Есть этот свет, и мы знаем, что нет ничего лучше и чище него, и все же он теряется, что-то затмевает его. Вы нашли для себя ответ - почему это так?
- Потому что много соблазнов. И они моментальные. С такие, что очень часто мы их даже не замечаем. Соблазны самые страшные - это не те огромные, которыми диавол искушал Христа. Соблазны человеческие, они ведь мелкие-мелкие.Очень хитер бес. Они такие маленькие, как муравьи. Вот они - чуть-чуть там, чуть-чуть тут, а света все меньше и меньше. Как сказал мне отец Илий, духовник Оптиной пустыни: «Вам сложнее, ведь вы в миру». А я смотрел на него: «Как ему сложно, потому что поставил себя в очень жесткие рамки, нету никаких... не про развлечения хочу сказать... Даже бытовые очень сложные условия! А он говорит, что нам сложнее». Ну да, он-то сосредоточен и смотрит внутрь себя дума ет только об этом. Ведь все святые неслучайно большие подвиги совершали, потому что и искушал их бес гораздо сильнее. А нам дают по муравью, да и то не выдерживаем.
- Вы сказали, что в работе, в ролях, Вы подчас ответы на самые важные вопросы. Однако каждый человек имеет свои вопросы, которые не дают покоя именно ему...
- Да, батюшка. Но вместе с тем мне кажется, что вопросы одни и те же - у всех. Это к самой жизни вопросы: как жить, какая у жизни цель, что такое смерть, как примириться со смертью близких тебе людей, что такое грех... Так что общие вопросы у нас... Вот только ответы находим мы разные.
Источник - журнал Саратовской епархии «Православие и современность»