ЖЖ - поле для проповеди Благой Вести
Биографическая справка: Родился 6 марта 1951 года в г. Тернополь, УССР. Жена - Николаева Ольга Александровна, писатель, автор 18 книг, профессор Литературного ин-та им. Горького. Имеет 3 детей и 7 внуков. В 1977 закончил Литературный ин-т им. Горького, отделение литературной критики. Печатался в качестве критика и публициста с 1969 года. 1979-1988 -- научный сотрудник Института Искусствознания Министерства культуры СССР. 1988-1991 - зав. отделом ж-ла «Огонек», член редколлегии. С 1991 - член Союза российских писателей. 1991-1995 - главный редактор ж-ла «Русская виза», редактор-стилист русского издания «Нью-Йорк таймс», штатный сотрудник газ. «Московские новости». 14.02.1995 -- диакон-чтец в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре. 26.09.1995 - рукоположен во иерея Святейшим Патриархом Алексием II. С 26.09.1995 по нынешний день - священник храма Св. мч. Татианы -- Патриаршего подворья при МГУ. 1996-1998 - вел курсы «Церковной публицистики» и «Радиожурналистики» в Институте церковной журналистики при Издательском Совете Русской Православной Церкви. 1998-2005 - читал курсы лекций «Основы теории журналистики» и «Церковной публицистики» в Российском православном университете ап. Иоанна Богослова. 1999-2004 - читал курс «Современные формы миссионерства» в Высшем пастырском училище при Сретенском монастыре. 2001-2005 - декан ф-та Православной журналистики в Российском православном университете ап. Иоанна Богослова. 2004, октябрь - руководитель пресс-службы Архиерейского Собора 2004 г. 2004, декабрь - Указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен руководителем пресс-службы Московской Патриархии. С 2006 - член-корреспондент РАЕН. Автор двух книг и многочисленных публикаций (более 200) в светской и церковной печати.
Иеромонах Адриан
(Пашин): Вы несколько раз высказывались по поводу участия православных
священнослужителей в «блогосфере» и даже называли цифру - чуть ли не 500 представителей
духовенства, имеющих свой Живой Журнал. Откуда вы взяли эту цифру?
Священник Владимир Вигилянский: Эти расчеты, конечно, приблизительные. В моем ЖЖ-досье адреса около 200 русскоязычных блогов священнослужителей, при этом я, наверняка, пропустил и не учел предположительно полсотни иных блогов. Итого - 250. Эту цифру я механически удваиваю, поскольку думаю - и небезосновательно, что интернет-журналы ведут православные архиереи, священники, диаконы и монахи и на других языках: украинском, белорусском, английском, греческом, грузинском и т.д.
Иером. Адриан: Это
много или мало?
Свящ. Владимир: Не просто мало, а очень мало. В РПЦ более 30 тысяч священнослужителей, не считая монашествующих. Таким образом, у нас менее 1% духовенства, имеющих свой личный журнал в Интернете. А если учесть, что каждый из них призван быть миссионером, а читателей «блогосферы» в РФ более 2 млн., то эта аудитория остается совершенно не окормленной. Безусловно, участие священников здесь - дело новое, оно проходит сейчас период становления и формирования православного ЖЖ и к тому же имеет характер стихии. Миссионерская роль священников в «блогосфере» еще не осознана.
Иером. Адриан: Как
это рассуждение сочетается с вашими критическими высказываниями об участии
священнослужителей в ЖЖ-дискуссиях?
Свящ. Владимир: Я не отказываюсь от своих слов, произнесенных на круглом столе, посвященном проблеме конфликтов в Церкви: «Вообще пустословие, стеб, зубоскальство - одна из отличительных черт стиля "блогосферы". Вместо того чтобы давать образцы культурной благожелательной полемики, священнослужители перенимают у своих собеседников загрязненный сленгом язык ЖЖ. Хорошим тоном здесь является охаивать правящих архиереев, высмеивать церковных чиновников, иронизировать по поводу церковных мероприятий. Как любое другое средство коммуникации, Интернет нейтрален, и только от нас - авторов и пользователей - зависит, станет ли он языком миссии, свидетельством истины, христианской свободы и любви или превратится в мусорную свалку мелких самолюбий, словоблудия и зложелательства» («Церковный вестник», № 15-16, август, 2008). Как видите, здесь речь идет о качестве некоторых ЖЖ-дневников и странной безответственной позиции юзеров-священнослужителей.
Иером. Адриан: Неужели
так все плохо?
Свящ. Владимир: Совсем нет. Сейчас наблюдается очень перспективная тенденция организации communities (сообществ) по интересам в среде православных авторов ЖЖ-дневников. Отсутствие бумажных и электронных периодических церковных изданий, связанных с вопросами изучения Священного Писания, истории Церкви, аскетики, патристики, с проблемами церковной педагогики, церковного устава, церковного пения и иконописания, церковного воспитания детей, церковной журналистики и т.д. дало толчок созданию интернет-содружеств юзеров. Например, созданное 4 года назад сообщество православных журналистов (ortho_periodics), объединяющее 234 участника, имеет (на 20 июня 2009 г.) 1352 записей в журнале и 7476 комментариев, а сообщество, интересующееся вопросами церковного устава (ustav), созданное 3 года назад, объединяет 776 участников и содержит 1798 записей и 33652 комментария. Таких православных журналов в «блогосфере» насчитывается более 50, священнослужители в них занимают заметное место. «Профильная» информация, публикуемая в сообществах юзеров, в отличие от иных СМИ, не только оперативна и интерактивна, но и более адресна. Кроме того, здесь информация подразумевает ответную реакцию заинтересованных лиц - участников сообщества, в результате живой полемики информация обрастает множеством нюансов, обогащается дополнениями и оценками специалистов.
Иером. Адриан: А
разве личные журналы священнослужителей лишены этих качеств? У каждого из них
есть многочисленные «друзья», которые также дополняют авторские постинги
дополнениями и оценками.
Свящ. Владимир: Действительно, множество личных блогов функционирует по такому же принципу. Однако интересы автора здесь более разнообразны и разнонаправлены. И кроме того, по шкале «субъект - объект» информация тяготеет к субъекту, тогда как в communities (сообществах) она направлена на объект. Психологическая подоплека создания личных журналов самая разная. Посмотрите, сколь значительна доля тех блогов, чьи авторы-священнослужители живут за границей отечества, находятся в длительных командировках, оторваны от единомышленников, от родственных социальных и профессиональных групп. Их желание рассказать о себе, о своем жизненном опыте, поделиться сокровенным, обозначить свои интересы, найти друзей, естественны. Но многие ли из них задумываются, что их дневники читают люди, далекие от Церкви, люди, которые не имеют собственного церковного опыта и которые судят о Православии по таким вот дневникам? Некоторыми авторами ЖЖ-журналов совершенно утрачено чувство корпоративной солидарности, они ничтоже сумняшеся могут всенародно обсуждать и осуждать действия своих собратьев, сплетничать, делать рискованные обобщения, связанные с негативными сторонами церковной жизни. Чувствуя в этом смысле свою уязвимость, они зашифровывают свои священнические имена («ники»), придумывают псевдонимы, скрывают под «замок» некоторые свои записи, которые могут прочитать только зарегистрированные друзья (френды), используют «эзопов» язык, иносказания.
Иером. Адриан: Все
эти псевдонимы, «замки», иносказания не свидетельствуют ли о существовании
церковной цензуры в Интернете и боязни клириков дисциплинарных прещений за
свободомыслие? Такие примеры у всех на слуху - в Белоруссии, на Украине...
Свящ. Владимир: И хотя в каждом из упомянутых Вами случаев своя история, их объединяет одно - авторы с их записями послужили соблазном для других. Вместо любви и мира они сеяли порой вражду и ненависть. Livejuornal становится все больше и больше публичным пространством и перестает быть личным делом их авторов. Налицо явное противоречие тех слов, которые эти авторы произносят во время богослужения, и записей в своих публичных дневниках. Впрочем, вопрос о прещениях находится в руках у архиерея, который по Уставу РПЦ, «наблюдает за деятельностью епархиального клира» и не только «заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия... о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства», но и «имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении». Слава Богу, что большинство юзеров-священнослужителей ответственно относятся к своему участию в Живом Журнале, ответственно относятся к каждому написанному постингу, не позволяют себе празднословить и перемывать косточки участникам публичной полемики.
Иером. Адриан: В
упомянутом Вами «круглом столе» Вы упрекнули священнослужителей, которые
«позволяют себе участвовать в интернет-болтовне вместе с откровенными врагами
Церкви, не давая должной оценки злоречивым высказываниям собеседников,
потворствуя тем самым и насмешкам в отношении священников и иерархов, и даже
откровенной клевете». Что имеется в виду?
Свящ. Владимир: К некоторым православным юзерам я бы применил известную поговорку «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Каждый блог имеет «личную информацию», в которой публикуется список «друзей» (френдов). Я не раз с большой грустью отмечал, что среди «друзей» наших интеренет-пастырей есть чрезвычайно активные в блогосфере известные раскольники и хулители Церкви. И хотя многие авторы дневников предупреждают, что в их журналах они не допустят провокаций, хамства, наглости, брани, бездоказательных обвинений, что эти записи будут стираться, тем не менее, грубость и пошлость слишком часто мелькают в интернет-дискуссиях.
Я верю в то, что пройдет несколько лет, и в пространство православного Livejuornal вольется новое поколение священнослужителей и прихожан Церкви, которое всецело использует это поле для проповеди Благой Вести.