Два колеса. Новый сезон
Пора уже лезть на антресоли и доставать свои... Ах, доставать нечего — у вас просто еще нет велосипеда? Самое время выбрать. Как же быть, куда податься? В этом кратком обзоре мы постараемся вам помочь.
Удивительно, но большинство горожан, подходя скрупулезно, например, к покупке роликов и всего к ним полагающегося, выбор велосипеда считают делом плевым и не стоящим особых размышлений. Да и тратят на покупку примерно столько же, сколько и на ролики, не воспринимая велосипед в принципе как технически сложное и опасное транспортное средство.
Женщины, видимо, боятся двухколесного чудовища психологически и в итоге покупают технику либо под цвет глаз и летнего платья, либо то, что попроще и не требует долгих размышлений. В крайнем случае сваливают проблему выбора на близкого друга — мужчину. Мужчина чаще всего решает вопрос кардинально и также ошибочно. Например, детям покупает «Лексус» — двухподвес, чтобы пацан выглядел круче. А женщине — «что-нибудь розовое с корзинкой и звонком». Не последним отрицательным фактором является и часто озвучиваемая вслух теорема: «Ну я же не спортсмен!»
Так как выбор велосипедов для разных членов семьи имеет некоторые уникальные особенности, то расскажем о каждом в отдельности.
А оно вам надо?
Для начала, независимо от будущего владельца агрегата и других особенностей, вам придется ответить самим себе на несколько основных вопросов.
А так ли уж он мне нужен? Готов ли я ухаживать за техникой, хранить ее, убирать на зиму, мыть и смазывать. Будут ли это регулярные прогулки-покатушки или даже туристические выезды (ПВД — прогулки выходного дня), или он будет пылиться между одним-двумя выездами за сезон? Есть ли у меня где хранить велосипед (-ы) во время использования и в межсезонье? Гараж — идеальный вариант, но далеко не все велобайкеры обладают отдельным боксом. Хранение байка в «межквартирном коридоре» гарантированно и катастрофически быстро приводит к его краже. Может, мне лучше воспользоваться развивающейся в городе системой велопрокатов?
Для каких конкретных целей я хочу приобрести велосипед?
Для круглогодичных поездок по городу на работу?
Для легких парковых прогулок с девушкой?
Для экстремального туризма?
Для спорта, наконец?
От ответа самому себе на эти вопросы принципиально будет зависеть основной тип вашего будущего байка.
Какой бюджет я готов выделить под такую покупку. Велосипед — не ролики, а, повторимся, технически сложное и потенциально опасное транспортное средство. Поэтому цена качественного байка складывается из множества факторов качества — начиная с рамы и кончая металлом звезд и переключателей. Учитывайте и то, что в планируемые затраты нужно включить сумму от 1/5 до 1/3 цены байка — на запчасти, средства безопасности и прочие нужды. Пользователи велосипедных форумов давно заметили статистически выведенный странный психологический факт: люди готовы потратить 3-5 тыс. на качественные ролики и 1-2 тыс. на шлем, наколенники, налокотники (до 90% роллеров), но совершенно не готовы обеспечить собственную безопасность при езде на велосипеде. Катаясь по парку, вы за весь день можете встретить не более 2-3 велосипедистов в шлеме и с запаской.
Бюджет — он и в Африке бюджет
Бюджет покупки велосипеда значительно зависит от его типа. Можно, конечно, вообще не задумываться и не тратиться, и купить так называемый «ашанабайк» — некую конструкцию из железа в ценовом диапазоне между 3 000 и 6 000 руб. Возможно, вам даже повезет, и вы без особых проблем откатаете на нем 2-3 года даже при большом собственном весе. Такие случаи встречаются. Более того, на ведущих российских интернет-форумах велобайкеров есть даже подклубы любителей именно «ашанабайков». Плюсов у такого велосипеда два: дешевый и выкинуть не жалко. Минусов множество. Только из встреченного на собственном пути можно назвать: некачественная мягкая сталь оси педалей (педали прокручиваются вхолостую, и ось можно выкидывать), разрыв рамы (не лечится), восьмерка на ободе даже без прыжков на тротуар (с таким металлом тоже не лечится).
Популярность типов велосипедов в России сильно отличается от предпочтений жителей европейских стран и США, например, «велосипедных столиц», — Амстердама (Нидерланды) и Бостона (США). Там почти повсеместно предпочитают либо «фиксы» (fixed gear) — обычные городские велосипеды без скоростей и с торможением педалями, либо т.н. круизеры и кастомные байки. Популярность первых связана с дешевизной вопроса: на улице или свалке подбираются рама, колеса и прочие детали, а в любой знакомой авто-мотомастерской за пару сотен баксов из всего этого вам сделают рабочую лошадку. Вторые очень популярны среди городских субкультур (хипстеров, панков и т.д.) благодаря большому числу небольших мастерских и магазинов и широкой сети качественных асфальтированных дорог.
В России давно популярны несколько иные типы. Это, прежде всего, MTB (mountain bike, горный) и его более «агрессивная» весия — триал и двухподвес. Они пока составляют 60-80% велопарков крупнейших городов в России. Цена самой простой из качественных моделей такого типа начинается примерно от 16-17 тыс. Для двухподвеса и аналогичных ему — на четверть выше. Все большую популярность благодаря развитию городских парков и их инфраструктуры приобретают городские типы велосипедов и круизеры. К сожалению, в этой категории всегда имелся странный провал. Самые дешевые — как раз «ашанабайки», а качественные, например, знаменитая «Электра», стоят не ниже 20-25 тыс. При сравнении сложности конструкции и материалов триального байка и круизера у любого разумного человека возникают недоуменные вопросы по формированию цены. Но, что есть, то есть. Складные велосипеды (folding bikes) имеют ту же проблему, только здесь «ножницы» еще шире: от 3-4 тыс. в случае ашановских моделей до 30-40 тыс., которые придется отдать за качественный байк типа Dahon. В промежутке — почти пусто.
В итоге получается, что хорошо бы иметь 20-30 тыс. на один велосипед перед его покупкой. Напомню, что уровень бюджета вполне адекватный, если не пугаться цифр, а просто сравнить со стоимостью других своих покупок. Важно также понимать, что на велосипедном рынке, как и в других областях продаж, существуют свои периоды скидок и подорожаний. Лучший период для покупки — это начало весны (апрель) и конец осени, (октябрь), когда магазины значительно (до 20%) снижают цены на уходящие коллекции. Важно понимать, что аналогичный байк прошлогодней коллекции, если его удастся поймать в магазине, будет также стоит значительно дешевле, чем новинка с такими же техническими характеристиками.
Когда вы определились с необходимостью покупки велосипеда и готовностью расстаться с определенной суммой кровных денег, наступает пора выбрать тип велосипеда. Не нужно пугаться — их не так уж и много, не больше дюжины.
Горы любят железных коней
Горный (MTB, mountain bike) — основная лошадка веломосквичей и жителей других крупных городов. Отлично подходит и для пересеченной городской местности, коварных отбойников, лесных дорожек, пеньков и асфальта. Простая, понятная рама и другие части. По особенностям такие велосипеды легко разделить на три категории: ригиды (rigid) — жесткая вилка (почти не найти), хардтейлы (hardtail) — с амортизационной вилкой и двухподвесы (full-suspension) — с амортизационной вилкой и задней подвеской. Основные качественные фирмы-производители: Merida, Scott, Canondale, Cube, Orbea.
К горному типу можно также отнести кросскантри-байки (crosscountry, XC racing), даунхилл (downhill, DH) и фрирайд (freeride, FR). Они предназначены для скоростного спуска по коварной и неприспособленной местности и агрессивной езды по глухим местам и бездорожью. Такие типы в качестве своего выбора имеет смысл рассматривать молодым людям экстремального духа и хороших финансовых возможностей. Если вы обладаете хорошей физической формой, любите скоростную езду по бездорожью и имеете бюджет для специальных путешествий, то это ваш выбор.
Двухподвесы выглядят очень стильно и мощно. Дорогие модели сравнимы по размерам, внешности и цене с мотоциклами. Поэтому многие мужчины стараются купить именно такой байк. Но для городской езды у него есть существенные минусы. Во-первых, та самая задняя подвеска. Внешне ее легко различить даже неопытному покупателю: рама велосипеда как бы разрезана на два независимых треугольника, и они соединены или толстой пружиной, или цилиндрическим поршнем. При жестких прыжках по высоким препятствиям такая система работает подобно качественным рессорам в автомобиле и позволяет ездоку преодолевать непреодолимое. Но в городе, при езде по относительно ровному асфальту и лесным дорожкам парков подвеска начинает работать в минус: за счет постоянного качания всей рамы, чего нет у обычного велосипеда, райдеру приходится вкладывать гораздо больше усилий во вращение педалей. К тому же качественно изготовленные подвески и дисковые тормоза, которыми всегда снабжаются такие байки, требуют гораздо больших денег и постоянного ухода, чем в обычной конструкции велосипеда.
Всякой твари — по паре
На рынке также представлены:
- шоссейные (road bike) велосипеды — с тонкими ободами, большими колесами и загнутыми рукоятями руля;
- городские (citybike, fixed gear) — самая привычная форма велосипеда со времен еще знаменитой «Украины».
Кстати именно «Украина» определенных годов выпуска (до 1970-го) пользуется большим спросом у любителей этого типа до сих пор. Например, в парке Кусково есть заветная площадка, где в уикенд собирается до дюжины седых советских велосипедистов на самых разных городских и шоссейных велосипедах. Они открыты к общению и готовы много рассказать об этом типе велосипедов.
Для неспешного катания по хорошим ровным городским улицам подойдут круизеры (cruiser) и чопперы. Первый — это более стильный городской велосипед, немного напоминающий 1950-1960-е года, когда он обладал огромной популярностью. Одни из самых знаменитых и качественных марок такого велосипеда — Schwinn и Felt. Большой популярностью у девушек пользуются круизеры с низкой рамой, выпускаемые специально для женщин. Удобная посадка, мягкое широкое седло, плетеная корзина на руле — всё для прекрасного пола. Минус может быть только один: при необходимости его очень неудобно из-за низкого положения центра тяжести перенести через мостик или железнодорожное полотно даже мужчине.
Чопперы — это еще более дизайнерски необычный тип, некая помесь круизера и «Харлей Дэвидсона». Характерно вытянутая рама, длиннющая вилка, широченный руль, кожаное кресло — вот отличительные черты почти любого чоппера. Часто такие велосипеды делают под заказ, и они требуют достаточно много места для хранения, да и в лифт поместятся не во всякий, разве что в грузовой.
Качественные складные велосипеды складываются в объем колеса буквально одним-двумя движениями руки, занимают довольно мало места и в транспортировке, и в хранении. К тому же их легко провезти, в отличие от остальных взрослых велосипедов, на общественном транспорте. Минусов у них не так уж и много, но для кого-то это может оказаться важным: цена (25-40 тыс.) и максимальный вес райдера, ограниченный 90 кг. Лучшие фирмы-изготовители этого типа: A-bike, Brompton, Dahon.
Подростки также очень любят велосипеды для BMX, триала и фристайла. Но эти машины не рассчитаны на прогулочные поездки, достаточно узко специализированы и, за счет этого, такой велосипед легко выбрать на специальном интернет-ресурсе или в профильном магазине.
Неожиданно, но в Москве стали все чаще появляться необычные типы байков: одноколесные унициклы и двухколесные лигерады (лежачие). За один сезон можно повстречать до двух-трех таких велосипедистов самого разного возраста на улицах и в парках города.
Итак, предположим, вы остановили свой выбор типа велосипеда на обычном горном MTB. Это наиболее широко представленный вид, и он подходит для катания по всей территории города и области. Городской или шоссейный тип стоит выбирать только в том случае, когда 90-100% вашего пути будет проходить по хорошему ровному асфальту — значительно более легкая рама и узкие «лысые» покрышки позволят тратить гораздо меньше усилий на шоссе и развивать гораздо большую скорость.
Качественные горные велосипеды самого широкого ценового диапазона выпускают ведущие производители Giant, Trek, Felt, Merida, KHS, Scott, Orbea, Cannondale, Cube и некоторые другие. Многим примелькался и «российский» (китайский, на самом деле) бренд Stels, но он все же гораздо ниже по качеству.
Я спросил у ясеня
Когда мы определились с бюджетом, типом и предполагаемым производителем будущего железного друга, настает пора посоветоваться со специалистами. Сделать это довольно просто в два этапа. Для начала имеет смысл зарегистрироваться на паре ведущих велосипедных интернет-форумах. В их контенте всегда есть специальный раздел, аккумулирующий темы по выбору велосипедов для конкретных обстоятельств. Придется ознакомиться с FAQ по выбору и с 1-5 страницами тем в таком разделе — возможно, уже кто-то задавал вопрос с похожими на ваши характеристиками запроса, и тогда нет смысла спрашивать заново, а можно уже смело изучать ссылки и описания в ответах. Прося у опытных пользователей совета, нужно указать несколько важных параметров: ваш рост, вес и бюджет. От роста зависят размеры конкретной рамы. А вес серьезно влияет на выбор вилки велосипеда и ободов колеса.
Стандартная модель велосипеда официально рассчитана на вес райдера до 90 кг. Если вы тяжелее, то придется искать модели с ходом амортизационной вилки от 100 мм и обязательным наличием двойного обода на колесах. Иначе жесткая езда и частые восьмерки гарантированы. Также стоит обратить внимание на ручки переключения скоростей на руле. Чем они качественнее, тем дольше и легче вам прослужит байк. При ограниченном бюджете имеет смысл искать модели с переключателями из нижней категории, но среднего диапазона. Например, Shimano Alivio. Более простые модели менее качественные и удобные в использовании. Многие мужчины, мечтая о мотоцикле, стараются и для велосипеда приобрести дисковые тормоза, а не ободные (вибрейки, V-brake). При этом напрочь забывая о том, что дисковые тормоза значительно дороже ободных и требуют особого обслуживания, а ободных тормозов вполне хватает для того, чтобы остановить тяжелого райдера на асфальтовом склоне в сухую погоду.
Пощупать, погладить, посмотреть
Подождав 1-3 дня и собрав несколько основных рекомендаций со ссылками на описания конкретных моделей, можно уже отправляться в магазин. Но не для покупки, как ожидалось бы. Возможно, вас удивит, но, как и машину, велосипед нужно почувствовать, вжиться в него. Картинка на экране монитора — это одно, а скоростной аппарат под тобой — совсем другое. Очень много нюансов по выбору можно прочувствовать только в реальном магазине. На велофорумах можно заранее узнать адреса наиболее достойных из них, их минусы и плюсы, рекомендации опытных покупателей.
Например, в Москве модельный ряд велосипедов наиболее широко представлен в знаменитом подвале в Сокольниках, справа по ходу движения в парк, около самого метро. Найдя интересующие вас модели у нескольких продавцов, не спешите спрашивать именно их и покупать; разговорите продавца, заставьте его «желать» вас. Вольно или невольно, но в разговоре могут проскочить важные нюансы, которые при выборе упустили и вы и рекомендатели. Банально, но в продаже может не оказаться интересующей вас расцветки, а дизайн — тоже немаловажный показатель. Помните, что вы имеете полное право попросить продавца показать вам модель по вашему запросу, охарактеризовать ее для вас, рассказать о минусах и плюсах конкретно для вас. Для этого не существует конкретных торговых положений, но так уж сложилась традиция, и хороший продавец сам прямо заинтересован в этом.
Вам дадут померить велосипед, сесть на него и проехать 2-3 метра, насколько возможно в конкретном магазине. Также по вашей просьбе хороший продавец заменит седло на более комфортное или, наоборот, на более жесткое. В лучших торговых местах вам уберут или, наоборот, установят любые необходимые аксессуары из доступных. Другое седло, руль, более «злые» или «лысые» покрышки, корзину, фонарь, задний проблесковый маячок, держатель фляги и так далее. Но такие замены производить имеет смысл тогда, когда вы уже собираетесь идти к кассе.
Осмотрев несколько интересующих моделей и пообщавшись с продавцами, возьмите небольшой тайм-аут. Соберитесь с мыслями и, при необходимости, еще раз посоветуйтесь с близкими. Помните, что есть четыре основных пути для покупки конкретной модели велосипеда.
На перекрестке велосипедных дорог
Первый. Вы в удобное для вас время возвращаетесь в заинтересовавшую вас торговую точку и совершаете задуманную покупку. Хороший продавец проводит бесплатное первое ТО. Попросите также сотрудника магазина при этом проконсультировать вас кратко по обслуживанию велосипеда и настройке тормозов. Как правило, в таком случае покупатель возвращается домой прямо на новом велосипеде или привозит его на личном авто: байк со снятым передним колесом легко помещается поверх багажника.
Второй. Выбранную модель, при наличии, легко купить и по интернету. Плюс этого в том, что цены, как правило, ниже на 10%. Вам доставят большую плоскую коробку с почти собранным велосипедом. Останется только вставить вилку, руль, переднее колесо, седло и произвести еще несколько несложных операций. Минусов, кроме обычных для интернет-торговли, немного: вам придется первую настройку всего производить самому.
Третий. Купить (или продать) б/у велосипед через специализированный крупный велофорум. Как правило, там указаны все нюансы состояния байка и представлены его фотографии, а опытные пользователи сразу заметят возможные скрытые дефекты и укажут на это в комментариях. Плюсы — в существенной разнице в цене, около 25% и больше. Минусы — б/у и определенная вероятность попасть на мошенника. Такие покупки лучше совершать с обязательным присутствием более опытного знакомого.
Четвертый. Собрать уникальную, максимально отвечающую вашим запросам, модель, купив отдельные составляющие байка в Европе. На многих велофорумах опытные и увлеченные пользователи кооперируются для оптового заказа необходимых частей: рамы, вилки, руля, и всего остального. В итоге, даже учитывая таможенные сборы, байк может выйти дешевле московских предложений на 20-25%. Минусов немного, но они существенные: детали приходится заказывать отдельно заранее, а затем необходимо будет ждать полной доставки. Кроме того, для сборки такого байка понадобится определенный технический опыт и некоторые инструменты.
Итак, велосипед куплен. Вас можно поздравить с долгожданным обретением железного друга? В общем-то, да, но как бы и не совсем. Помните, в самом начале говорилось о том, что определенную долю бюджета нужно зарезервировать на покупку запчастей и другого оборудования? Вот что необходимо в первую очередь.
Ветка — дура, шлем — молодец
Шлем. Самая глупая реакция мыслящего человека при рекомендации шлема — «Я же не спортсмен!» Мало кто из нас вообще спортсмен. Но голова человеку дается один раз, а ремонту она поддается далеко не всегда.
Случай первый. Если вы думаете, что пострадать голова может только в «диких степях Забайкалья» и на большой скорости, то глубоко ошибаетесь. Девушка с другом ехали медленно, почти пешком. Мимо них проходила старушка, которая неожиданно испугалась велосипедов и дернулась. Девушка, ехавшая в шлепках и летнем платьице, от неожиданности, тоже дернулась. Итог: земля, ссадины по всей левой стороне тела, удар затылком с легким сотрясением.
Еще случай третий. Регулярный. Даже когда вы на велосипеде забираетесь в глубокие заросли парка, предпочитая разогнаться побыстрее и остаться в одиночестве, в самый неожиданный момент с малозаметной боковой дорожки может вынырнуть мальчишка на самокате или детском велосипеде, не смотря при этом по сторонам. Папа «гонщика» в таких ситуациях, как правило, равнодушно и вальяжно следует метрах в десяти позади него, попивая пивко и не обращая никакого внимания на его действия и опасности. Полет на бок или через руль с большой вероятностью вписаться головой в какой-нибудь придорожный камень или сук вам гарантирован.
Средняя цена велосипедного шлема около 2 000 руб. и, может быть, имеет смысл задуматься о цене собственной безопасности и здоровья?
Фонари. Если вы предполагаете кататься и в темное время суток, то имеет смысл купить качественный велофонарик с аккумуляторными батареями. Обойдется это не дешевле 1 000 руб. Так же строго обязательно по ПДД наличие заднего проблескового красного маячка.
Фляга с питьем и держатель для фляги на раму. Важно помнить, что при кручении педалей человек расходует не только энергию, но и жидкости организма. При продолжительной езде на велосипеде без восстановления уровня жидкости со временем возможно отложение солей в коленях, артрозы и другие проблемы. Если вы за одну поездку планируете проезжать более 30 км или кататься более 30-40 мин., то регулярное питье воды в пути обязательно.
Гаечные и г-образные ключи могут избавить вас от массы неожиданных мелких, но неприятных проблем в дороге. Обидно, когда сбился тормоз, а нет мелкого ключа, чтобы за пару минут исправить такую мелочь. Также необходимо брать с собой запасную камеру — в сложенном состоянии новая занимает минимум места, выжимку покрышки, велоаптечку и насос. Обидно будет тащить на себе до дома все железо, когда можно было исправить прокол за несколько минут и кататься дальше. Тем более что всё вышеперечисленное занимает минимум места и легко помещается в подседельной сумке.
Ну и, в завершение нашего обзора по выбору велосипеда, поговорим о приятном. Модные девушки, выбирающие прогулочные круизеры для приятного катания по городу, могут теперь не только подобрать себе красивый и стильный женский шлем, но и взять с собой любимого мопса в поездку. В России давно уже вполне реально купить не только специальную корзину для собачки на руль велосипеда, но и обезопасить своего друга специальным собачьим велошлемом.
Удачного, правильного вам выбора, дорогие друзья и доброго пути!
Фото автора
Впервые опубликовано 12 апреля 2013 года