В Москве открылась выставка «История советских павильонов»
В Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» (проспект Мира, 123 Б) открылась выставка «История советских павильонов. Часть I». Организаторами выступили Департамент культуры Москвы, Музейно-выставочное объединение «Манеж» и Музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Проект посвящен участию СССР в международных выставках. Советскому Союзу участие давало главную возможность позиционирования себя в мировом сообществе, художникам — авторам павильонов — шансы на блестящую карьеру и международное признание, сообщает Культура.рф.
Довольно быстро из страны, использовавшей бедные материалы для первого павильона (в оформлении интерьера акцент делался на фантазию), СССР превратился в мощную державу, которая позволяла себе оформлять территориальную карту рубинами, внедрять в интерьер копию станции метро «Маяковская» в натуральную величину, водружать на выставочный павильон статую «Рабочий и колхозница» весом 75 тонн, которую разобранной везли в 28 вагонах спецпоезда.
В ретроспективной экспозиции представлены макеты советских павильонов работы ведущих архитекторов своего времени: Ивана Фомина, братьев Весниных, Бориса Иофана, Каро Алабяна, — а также эскизы, чертежи, фото, документация, киноматериалы, связанные с историей павильонов. Экспонаты-призеры — фотографии Александра Родченко с эскизами Варвары Степановой (1925 год), снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна», скульптуры Георгия Мотовилова «Металлург», Евгения Вучетича «Перекуём мечи на орала» (1937 год).
Выставка «История советских павильонов» детально показывает, как менялась и развивалась архитектура и интерьеры выставочных павильонов на протяжении почти полувека. И не только советских, хотя акцент экспозиции сделан именно на истории отечественных павильонов. Можно, например, впечатлиться названием павильона, спроектированного Корбюзье в 1925 году по модели его знаменитых «ячеек», — «Эспри нуво» (esprit nouveau — «новый дух»). Или посмотреть, как предлагал оформить внутренний дворик Роберт Мале-Стивенсон, — при помощи сада с бетонными деревьями.
История советских павильонов прослежена здесь с момента первого участия ещё не окрепшей экономически страны в 1925 году в Париже на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности и до 1970-х годов, когда СССР покорил космос и вышел на первое место в мире по производству сырьевой промышленности.
На выставке 1925 года двухэтажный павильон из дерева и стекла в конструктивистском стиле с вышкой-мачтой, серпом и молотом и буквами «СССР» спроектировал архитектор Константин Мельников. Внутреннюю экспозицию оформляли вхутемасовцы под руководством декоратора Исаака Рабиновича и художника Александра Родченко. В экспозиции представлен макет его знаменитого «Рабочего клуба» и фотодокументация буйства конструктивистской фантазии в оформлении стендов. С ней вступают в конкуренцию механические аттракционы: «Звезда», «Красная армия», «Рабочий корреспондент», придуманные специально Элем Лисицким для международной выставки «Пресса» в Кельне в 1928 году.
Материалов к кельнской выставке сохранилось крайне мало, и все они представлены в виде фотографий. Павильона у СССР на ней не было. Кроме аттракционов Лисицкого в «Павильоне государств» был представлен громадный фотофриз (3,5 на 24 метра) с использованием фотомонтажа и подсветки с изображениями вождя революции, демонстрацией военной мощи и трудовых коллективных будней советских людей.
В 1930-е годы, когда конструктивизм в СССР стал маргинальным явлением, архитектура Страны Советов отдает дань неоклассицизму, гипертрофированной монументальности. Во всём — стремление к вертикали, пренебрежение к человеческой личности, которая служила только материалом для тотальной агитационной скульптуры.
Впечатляют монументальность и пафос парижского (1937 год) и нью-йоркского павильонов (1939 год) Бориса Иофана, которые оказались всего лишь постаментами для скульптур «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и «Рабочий со звездой» Вячеслава Андреева. Люди на эскизах к ним представлены в виде неясных силуэтов. На парижской выставке большинство павильонов имеют тревожную форму вертикали и явную грубость форм, будто готовые к войне солдаты, вытянувшись в струнку, ждут приказа. А в 1958 году на брюссельской выставке наблюдается стремление к округлости зданий, гармонии и покою — Европа приходит в себя после войны.
Словно предчувствуя разрушительную энергию будущей войны, оформители нью-йоркского павильона под руководством театрального художника Николая Суетина украшают его как масштабный, запоминающийся на всю жизнь праздник индустриальных побед. Среди экспонатов — копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину, карта индустриализации СССР, оформленная драгоценными камнями, масштабное панно Василия Ефанова «Знатные люди Страны Советов», скульптуры вождей из гранита и панно «Новая Москва», выполненное художниками под руководством Ю.Пименова.
Макеты Куйбышевского гидроузла, Магнитогорского металлургического комбината, Театра Красной армии и, главное, макет так и не построенного Дворца Советов с роскошными интерьерами и облицовкой кварцем.
В 1950-1960-х (Брюссель, 1957 год; Монреаль, 1967 год) архитектура советских павильонов склоняется к техницизму, минимализму. Устраняется украшательство и театрализация в оформлении внутреннего пространства. Посетителей встречали машины и механизмы.
А в 1970 году в Осаке (Япония) советский павильон был посвящён 100-летнему юбилею Ленина и по форме напоминал гигантский алый развернутый флаг (архитекторы Михаил Посохин, Владимир Свирский).
«Эта выставка не может охватить историю всех советских павильонов, которая довольно обширна, и мы здесь сделали попытку, назвав эту выставку «Часть первая», показать на некоторых из них те действительно невероятные достижения не только в области культуры и искусства, но и в целом исторические завоевания, которые были свойственны этому времени», — рассказала арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак.
Материалы для экспозиции подготовлены из архивов фондов ведущих музеев и частных собраний, личных архивов художников Александра Лабаса, Рудольфа Кликса, Сергея Сива.
Большинство экспонатов выставки широкой публике никогда не показывали. Теперь их можно будет увидеть до 18 августа 2013 года.
Довольно быстро из страны, использовавшей бедные материалы для первого павильона (в оформлении интерьера акцент делался на фантазию), СССР превратился в мощную державу, которая позволяла себе оформлять территориальную карту рубинами, внедрять в интерьер копию станции метро «Маяковская» в натуральную величину, водружать на выставочный павильон статую «Рабочий и колхозница» весом 75 тонн, которую разобранной везли в 28 вагонах спецпоезда.
В ретроспективной экспозиции представлены макеты советских павильонов работы ведущих архитекторов своего времени: Ивана Фомина, братьев Весниных, Бориса Иофана, Каро Алабяна, — а также эскизы, чертежи, фото, документация, киноматериалы, связанные с историей павильонов. Экспонаты-призеры — фотографии Александра Родченко с эскизами Варвары Степановой (1925 год), снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна», скульптуры Георгия Мотовилова «Металлург», Евгения Вучетича «Перекуём мечи на орала» (1937 год).
Выставка «История советских павильонов» детально показывает, как менялась и развивалась архитектура и интерьеры выставочных павильонов на протяжении почти полувека. И не только советских, хотя акцент экспозиции сделан именно на истории отечественных павильонов. Можно, например, впечатлиться названием павильона, спроектированного Корбюзье в 1925 году по модели его знаменитых «ячеек», — «Эспри нуво» (esprit nouveau — «новый дух»). Или посмотреть, как предлагал оформить внутренний дворик Роберт Мале-Стивенсон, — при помощи сада с бетонными деревьями.
История советских павильонов прослежена здесь с момента первого участия ещё не окрепшей экономически страны в 1925 году в Париже на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности и до 1970-х годов, когда СССР покорил космос и вышел на первое место в мире по производству сырьевой промышленности.
На выставке 1925 года двухэтажный павильон из дерева и стекла в конструктивистском стиле с вышкой-мачтой, серпом и молотом и буквами «СССР» спроектировал архитектор Константин Мельников. Внутреннюю экспозицию оформляли вхутемасовцы под руководством декоратора Исаака Рабиновича и художника Александра Родченко. В экспозиции представлен макет его знаменитого «Рабочего клуба» и фотодокументация буйства конструктивистской фантазии в оформлении стендов. С ней вступают в конкуренцию механические аттракционы: «Звезда», «Красная армия», «Рабочий корреспондент», придуманные специально Элем Лисицким для международной выставки «Пресса» в Кельне в 1928 году.
Материалов к кельнской выставке сохранилось крайне мало, и все они представлены в виде фотографий. Павильона у СССР на ней не было. Кроме аттракционов Лисицкого в «Павильоне государств» был представлен громадный фотофриз (3,5 на 24 метра) с использованием фотомонтажа и подсветки с изображениями вождя революции, демонстрацией военной мощи и трудовых коллективных будней советских людей.
В 1930-е годы, когда конструктивизм в СССР стал маргинальным явлением, архитектура Страны Советов отдает дань неоклассицизму, гипертрофированной монументальности. Во всём — стремление к вертикали, пренебрежение к человеческой личности, которая служила только материалом для тотальной агитационной скульптуры.
Впечатляют монументальность и пафос парижского (1937 год) и нью-йоркского павильонов (1939 год) Бориса Иофана, которые оказались всего лишь постаментами для скульптур «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и «Рабочий со звездой» Вячеслава Андреева. Люди на эскизах к ним представлены в виде неясных силуэтов. На парижской выставке большинство павильонов имеют тревожную форму вертикали и явную грубость форм, будто готовые к войне солдаты, вытянувшись в струнку, ждут приказа. А в 1958 году на брюссельской выставке наблюдается стремление к округлости зданий, гармонии и покою — Европа приходит в себя после войны.
Словно предчувствуя разрушительную энергию будущей войны, оформители нью-йоркского павильона под руководством театрального художника Николая Суетина украшают его как масштабный, запоминающийся на всю жизнь праздник индустриальных побед. Среди экспонатов — копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину, карта индустриализации СССР, оформленная драгоценными камнями, масштабное панно Василия Ефанова «Знатные люди Страны Советов», скульптуры вождей из гранита и панно «Новая Москва», выполненное художниками под руководством Ю.Пименова.
Макеты Куйбышевского гидроузла, Магнитогорского металлургического комбината, Театра Красной армии и, главное, макет так и не построенного Дворца Советов с роскошными интерьерами и облицовкой кварцем.
В 1950-1960-х (Брюссель, 1957 год; Монреаль, 1967 год) архитектура советских павильонов склоняется к техницизму, минимализму. Устраняется украшательство и театрализация в оформлении внутреннего пространства. Посетителей встречали машины и механизмы.
А в 1970 году в Осаке (Япония) советский павильон был посвящён 100-летнему юбилею Ленина и по форме напоминал гигантский алый развернутый флаг (архитекторы Михаил Посохин, Владимир Свирский).
«Эта выставка не может охватить историю всех советских павильонов, которая довольно обширна, и мы здесь сделали попытку, назвав эту выставку «Часть первая», показать на некоторых из них те действительно невероятные достижения не только в области культуры и искусства, но и в целом исторические завоевания, которые были свойственны этому времени», — рассказала арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак.
Материалы для экспозиции подготовлены из архивов фондов ведущих музеев и частных собраний, личных архивов художников Александра Лабаса, Рудольфа Кликса, Сергея Сива.
Большинство экспонатов выставки широкой публике никогда не показывали. Теперь их можно будет увидеть до 18 августа 2013 года.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале