В Пушкинском музее представлена история американской обложки
Обложка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет творчество ведущих художников, работавших в американской иллюстрации во второй половине XIX — начале первые ХХ веков, среди которых Эдвард Пенфилд, Джордж Планк, Пенрин Стэнлоуз, Хелен Драйден и многие другие. Именно они стояли у истоков современного журнального дизайна в Америке.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает знакомить публику с коллекций иллюстрированной рекламы. В музее уже были представлены плакаты знаменитого Альфонса Мухи, произведения мастеров французской афиши, выставка английского рекламного постера, работы графических дизайнеров Польши. Впервые для широкой публики представлены рекламные обложки американских журналов конца XIX — начала XX веков, сообщает пресс-служба музея.
Американская художественная обложка — уникальный материал, который демонстрирует историю развития популярных изданий. В середине XIX века журнальный дизайн только зарождался, это было время, когда к созданию макета начали привлекать профессиональных художников-иллюстраторов, работавших над внешним обликом журнала, чтобы привлечь к нему покупателя и подписчика.
Начало эры массовых изданий связывают с появлением в 1850 году ежемесячника Харпера — Harper's New Monthly Magazine. Его ревнивыми соперниками на американском рынке были иллюстрированные издания семьи Скрибнеров — Scribner's Monthly и The Century Magazine. Они были близки по характеру и преследовали одну цель — стать постоянными спутниками современной американской семьи. Все три журнала публиковали литературные новинки и политические обзоры, научно-популярные статьи и заметки о путешествиях, советы по ведению домашнего хозяйства и сезонному гардеробу.
Эти издания позволяют проследить, как происходили внешние изменения журналов. Сначала газетный модуль простой бумажной обложки 1850-х годов сменил викторианский стиль оформления с роскошным витиеватым декором.
Эта классика и была «взорвана» молодым художником Эдвардом Пенфилдом, который за 34 года своей творческой деятельности создал почти тысячу обложек для 25 журналов различной тематики, а также несколько сотен рекламных постеров к выпускам Harper’s magazine. Новизна его приемов была основана на очень простых решениях — лист занимали укрупненные изображения фигур или лиц. Скупой линейный рисунок обеспечивал чёткую границу между элементами печатной формы, что сохраняло качество полиграфии даже при печати последних оттисков тиража. Цветовая палитра, жестко редактировалась художником с учётом особенностей полиграфического процесса.
С начала 1890 годов одно из ведущих мест среди оформителей журналов занимает Уилл Генри Брэдли. Спроектированные им обложки журналов Chap-Book, The Echo, Colliers и The Inland Printer демонстрировали работу убежденного популяризатора и последователя творчества Уильяма Морриса и британской книжной графики. Деятельность Брэдли в области журнального дизайна и рекламы оказала значительное влияние на развитие типографики американской периодической печати. С 1916 года он стал художественным директором крупнейшей издательской корпорации Уильяма Хёрста, и во многом определил современный вид популярных изданий Cosmopolitan, Good Housekeeping и Harper's Bazar.
Идея элитарных журналов, адресованных избранному обществу, предъявила иные требования к художественному решению обложки. На рубеже XIX и XX столетий Харрисон Фишер и Говард Чандлер Кристи были среди тех, кто определял и формировал будущие принципы обложек глянцевых журналов. Подобно своему старшему коллеге Чарльзу Дану Гибсону, чьи образы «красоты по-американски» получили название «девушки Гибсона», они апеллировали, прежде всего, к вкусам потребителей. Прелестные женские личики, услаждающие глаз, и идиллические любовные сцены стали визитной карточкой этих художников. С 1895 года «девушки Кристи» и «девушки Фишера» украшали обложки таких изданий как The Century, Cosmopolitan, Scribner's, Good Housekeeping, Delineator, The Ladies Home Companion.
Десятые годы ХХ века были временем, когда женщины все больше и больше заявляли о своих правах на индустрию моды и стали серьёзными соперниками в этой, прежде, мужской профессии. Хелен Драйден, Сара Стилуэлл и Е.М.А. Штейнмец не были обычными иллюстраторами чужих статей о модных тенденциях в одежде. Это были талантливые модельеры, создававшие моду стиля ар деко. Стилистика журнальных обложек и иллюстрации художника-самоучки Хелен Драйден была новаторской для своего времени. Именно она сформировала облик журнала Vogue в 1910-х годах.
Другой знаменитый американский иллюстратор, обладавший талантом модельера — Джордж Вулф Планк — был также самоучкой из Пенсильвании. Планк занимался оформлением журналов Vogue и Vanity Fair.
Успехи американских дизайнеров доказали необходимость и состоятельность журнальной обложки, не просто как иллюстративного материала, но как произведения искусства ХХ века. Уже в начале XX столетия журнальная обложка стала объектом собирательства коллекционеров.
В России уникальное собрание прикладной графики принадлежало московскому коллекционеру Фёдору Фёдоровичу Фёдорову. Потомственный предприниматель, сын и внук купца, Ф.Ф. Фёдоров был зятем известного московского промышленника А.Ф. Второва. Он входил в правление Торгового товарищества «А.Ф. Второв и сыновья», управлял Товариществом Варваринских торговых помещений на Деловом дворе в Москве, в 1911 году стал секретарём Правления торгово-промышленного общества «Волокно». В 1934 году Фёдоров продал коллекцию иностранного плаката и обложки в Государственный музей нового западного искусства. В 1948 году, после ликвидации ГМНЗИ, вся коллекция зарубежной графики была передана в Отдел гравюры и рисунка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Всего на выставке представлено более 200 графических произведений из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Великолепным дополнением выставки являются экспонаты Музейно-выставочного центра «Музей Моды», среди которых платья и предметы быта: флаконы с зубным порошком, духами, рекламные упаковки мыла и гигиенического талька и другие.
Выставка проходит в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — начала XX веков и продлится до 6 октября 2013 года.
Американская художественная обложка — уникальный материал, который демонстрирует историю развития популярных изданий. В середине XIX века журнальный дизайн только зарождался, это было время, когда к созданию макета начали привлекать профессиональных художников-иллюстраторов, работавших над внешним обликом журнала, чтобы привлечь к нему покупателя и подписчика.
Начало эры массовых изданий связывают с появлением в 1850 году ежемесячника Харпера — Harper's New Monthly Magazine. Его ревнивыми соперниками на американском рынке были иллюстрированные издания семьи Скрибнеров — Scribner's Monthly и The Century Magazine. Они были близки по характеру и преследовали одну цель — стать постоянными спутниками современной американской семьи. Все три журнала публиковали литературные новинки и политические обзоры, научно-популярные статьи и заметки о путешествиях, советы по ведению домашнего хозяйства и сезонному гардеробу.
Эти издания позволяют проследить, как происходили внешние изменения журналов. Сначала газетный модуль простой бумажной обложки 1850-х годов сменил викторианский стиль оформления с роскошным витиеватым декором.
Эта классика и была «взорвана» молодым художником Эдвардом Пенфилдом, который за 34 года своей творческой деятельности создал почти тысячу обложек для 25 журналов различной тематики, а также несколько сотен рекламных постеров к выпускам Harper’s magazine. Новизна его приемов была основана на очень простых решениях — лист занимали укрупненные изображения фигур или лиц. Скупой линейный рисунок обеспечивал чёткую границу между элементами печатной формы, что сохраняло качество полиграфии даже при печати последних оттисков тиража. Цветовая палитра, жестко редактировалась художником с учётом особенностей полиграфического процесса.
С начала 1890 годов одно из ведущих мест среди оформителей журналов занимает Уилл Генри Брэдли. Спроектированные им обложки журналов Chap-Book, The Echo, Colliers и The Inland Printer демонстрировали работу убежденного популяризатора и последователя творчества Уильяма Морриса и британской книжной графики. Деятельность Брэдли в области журнального дизайна и рекламы оказала значительное влияние на развитие типографики американской периодической печати. С 1916 года он стал художественным директором крупнейшей издательской корпорации Уильяма Хёрста, и во многом определил современный вид популярных изданий Cosmopolitan, Good Housekeeping и Harper's Bazar.
Идея элитарных журналов, адресованных избранному обществу, предъявила иные требования к художественному решению обложки. На рубеже XIX и XX столетий Харрисон Фишер и Говард Чандлер Кристи были среди тех, кто определял и формировал будущие принципы обложек глянцевых журналов. Подобно своему старшему коллеге Чарльзу Дану Гибсону, чьи образы «красоты по-американски» получили название «девушки Гибсона», они апеллировали, прежде всего, к вкусам потребителей. Прелестные женские личики, услаждающие глаз, и идиллические любовные сцены стали визитной карточкой этих художников. С 1895 года «девушки Кристи» и «девушки Фишера» украшали обложки таких изданий как The Century, Cosmopolitan, Scribner's, Good Housekeeping, Delineator, The Ladies Home Companion.
Десятые годы ХХ века были временем, когда женщины все больше и больше заявляли о своих правах на индустрию моды и стали серьёзными соперниками в этой, прежде, мужской профессии. Хелен Драйден, Сара Стилуэлл и Е.М.А. Штейнмец не были обычными иллюстраторами чужих статей о модных тенденциях в одежде. Это были талантливые модельеры, создававшие моду стиля ар деко. Стилистика журнальных обложек и иллюстрации художника-самоучки Хелен Драйден была новаторской для своего времени. Именно она сформировала облик журнала Vogue в 1910-х годах.
Другой знаменитый американский иллюстратор, обладавший талантом модельера — Джордж Вулф Планк — был также самоучкой из Пенсильвании. Планк занимался оформлением журналов Vogue и Vanity Fair.
Успехи американских дизайнеров доказали необходимость и состоятельность журнальной обложки, не просто как иллюстративного материала, но как произведения искусства ХХ века. Уже в начале XX столетия журнальная обложка стала объектом собирательства коллекционеров.
В России уникальное собрание прикладной графики принадлежало московскому коллекционеру Фёдору Фёдоровичу Фёдорову. Потомственный предприниматель, сын и внук купца, Ф.Ф. Фёдоров был зятем известного московского промышленника А.Ф. Второва. Он входил в правление Торгового товарищества «А.Ф. Второв и сыновья», управлял Товариществом Варваринских торговых помещений на Деловом дворе в Москве, в 1911 году стал секретарём Правления торгово-промышленного общества «Волокно». В 1934 году Фёдоров продал коллекцию иностранного плаката и обложки в Государственный музей нового западного искусства. В 1948 году, после ликвидации ГМНЗИ, вся коллекция зарубежной графики была передана в Отдел гравюры и рисунка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Всего на выставке представлено более 200 графических произведений из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Великолепным дополнением выставки являются экспонаты Музейно-выставочного центра «Музей Моды», среди которых платья и предметы быта: флаконы с зубным порошком, духами, рекламные упаковки мыла и гигиенического талька и другие.
Выставка проходит в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — начала XX веков и продлится до 6 октября 2013 года.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале