В Татарстане откроют школы фермеров и пчеловодов

В Татарстане появятся фермерские школы. Это будут профильные классы в обычных сельских школах, где дети смогут учиться на пчеловодов или фермеров, и центры подготовки будущих фермеров, предпринимателей. Проект нацелен на возрождение деревень и привлечение в сельскую местность грамотных специалистов.
 Уже к следующему лету в республике появятся первые фермерские школы, в которых будут учить как детей, так и взрослых, сообщает SmartNews. Пока проект находится на стадии разработки.

В Министерстве сельского хозяйства Республики Татарстан сообщили, что фермерские школы создадут на базе общеобразовательных сельских школ, колледжей, техникумов и вузов республики. К 2015 году в каждом районе республики должны появиться одна-две таких школы.

По словам начальник отдела науки, образования и инновационных технологий Минсельхоза Республики Татарстан Наиля Хамидуллина, подобные школы существовали в сёлах на основе общеобразовательных школ десять лет назад, потом постепенно канули в лету. «Внимания не хватило, подумали, что можно и без этого обойтись. Осталось только несколько школ, где имеются свои приусадебные участки, техника, где продукты выращивают для школьной столовой», — рассказал Хамидуллин. Он добавил: «Мы хотим возродить это дело, тем более что школы, желающие это сделать, есть».

Таким образом, в сельских школах планируют создать профильные классы аграрных вузов республики. В общеобразовательную программу включат часы сельскохозяйственной подготовки — как теоретической, так и практической. Работать школьники будут на приусадебных участках и в хозяйствах, специально для этого созданных. Например, их обучат работе на тракторе или разведению домашних животных и птиц, заготовке для них корма, созданию комфортных условий для их содержания. А после окончания школы ребята получат сертификаты или удостоверения машиниста, механизатора, тракториста, пчеловода и т. д. Однако, отмечают в Минсельхозе, чтобы выдавать сертификаты школьникам, придётся преодолеть препятствия: школам нужна лицензия, материальная и кадровая база.

«Во многих сельских школах есть приусадебные участки. Некоторые содержат кроликов, держат пчёл. Зачатки есть и педагогов у нас хватает. Почти в каждом районе есть колледжи и техникумы. Они могут стать центрами подготовки кадров. Эти школы нужны для того, чтобы сохранить в сельских детях предрасположенность к сельскому труду. Ведь и чтобы бизнес сделать, открыть ферму, нужны кадры, а часто фермеры закупают оборудование, а механизаторов и агрономов в районе нет. Сроки зависят от финансирования. Многое зависит от министерства образования, есть образовательные стандарты, и надо, не нарушая учебного процесса, включить в него новые компоненты», — говорит Наиль Хамидуллин.

Что касается взрослых, то для них разработают программы и дистанционного обучения, и очного. В какой форме будущим и действующим фермерам будут давать знания, пока неясно. Это могут быть просто консультационные центры, где можно получить консультацию по новым аграрным технологиям, курсы краткосрочной, длительной подготовки начинающих фермеров, переподготовки уже опытных фермеров или всё вместе. Однако точно известно, что если для школьников получение знаний будет бесплатным, то остальным за это придётся платить.

«Говорят, мужчина должен иметь 70 профессий, чтобы супруге жилось комфортно. И там тоже будут учить самым разным навыкам, чтобы у фермера была конкурентоспособная продукция. А для того чтобы понять рыночные механизмы, нужно знать и экономику, и историю развития государства. Готовить будем хозяйственников будущего. Фермеры этому рады, потому что они своих детей и так стараются направлять в вузы на сельскохозяйственные специальности, чтобы потом передать им своё дело», — рассказывает председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Республики Татарстан Камияр Байтемиров.

Инициаторы проекта отмечают, что уровень подготовки и специализации татарстанских фермеров достаточно низок. В законодательстве прописано, что главы крестьянских фермерских хозяйств должны иметь сельскохозяйственную специальность, однако на практике на это раньше обращали мало внимания. Сегодня же власти решили заняться образованием фермеров, чтобы оно соответствовало требованиям времени.

По мнению председателя Правления фермеров Тукаевского района Республики Татарстан, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Минталипа Минеханова, нужно прививать любовь к сельскому хозяйству, чтобы будущие фермеры не эксплуатировали, а любили землю и животных. «Я, например, разговариваю в поле со своими растениями — ведь это живые организмы, к ним нужно подходить с душой», — говорит Минеханов.

По мнению критически настроенных к инициативе Минсельхоза фермеров, начинать нужно с того, чтобы сделать труд фермера престижным. В пример приводят другие страны. Например, в США фермерская семья получает доход в пять раз выше, чем средняя американская семья.

«Ко мне приезжает на экскурсию очень много школьников с учителями, в том числе из тех школ, где ученикам присваивают звание фермера. Но старшеклассники, которые учатся на фермера, приезжают с очень грустными глазами. И когда спрашиваю, кем они будут, все отвечают: юристами или экономистами. Дело в том, что сегодня и в селе, и в школах, и в семьях детей воспитывают так: надо собрать все имеющиеся деньги и отправить ребёнка в город, чтобы он никогда больше сюда не возвращался. Поэтому фермерские школы создавать бесполезно, пока руководство республики не изменит в корне отношение к фермерству в целом», — отмечает глава Шеланговского крестьянского (фермерского) хозяйства Мурат Сиразин.

По его словам, сегодня приоритетными направлениями являются спорт, развлечения, праздники, отдых, и это пропагандируется в местной прессе, по телевидению. А сельский труд — это каторжный труд и никто из молодёжи, видя всё это, не хочет быть фермером. Мурат Сиразин отмечает: если детей воспитывать с пяти-шести лет, то из них ещё может что-то получиться. Но приучать надо детей так, чтобы он не просто отбывал каторгу, а занимался бизнесом. «Например, мой внук зарабатывает деньги — я запустил производство мороженого, и он продаёт его другим детям на улице и в лагере, ходит собирать дикие ягоды, варит варенье и продаёт дачникам, строит птичники, и я ему плачу зарплату. Он видит результаты своего труда и параллельно учится. У него есть свои карманные деньги, а ему всего 11 лет», — рассказал Сиразин.

Фермерские школы создают в России уже не первый год. Например, существует «Школа фермеров Пермского края». Там одновременно решают две задачи: привлекают молодёжь в село и помогают детям-сиротам, детям из неблагополучных семей, условно осуждённым ребятам сориентироваться на создание собственного агробизнеса.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале