В сельской школе под Иркутском выращивают арбузы и виноград

В деревне Кулиш Иркутской области всего две улицы. Здесь нет сотовой связи, а в местной школе учатся 18 детей. Но благодаря директору — Татьяне Немирич, все ученики прекрасно знакомы с современными технологиями сельского хозяйства. Сейчас на базе школы они выращивают огурцы, клубнику, виноград и арбузы.
 Фото: Mel.fm

Об этом сообщает портал Мел.фм.

В 2024 году школе исполнится сто лет — её история началась не намного позже, чем история самой деревни. В начале XX века, во время столыпинской реформы, в Сибирь переселялись крестьяне из Уфимской губернии, так и образовался Кулиш — датой его основания считается 1912 год. Тогда в деревне было около 300 жителей.

Сегодня в Кулише живёт 120 человек. Деревня почти полностью оторвана от цивилизации: дороги дальше нет, вокруг только тайга, нет сотовой связи и стабильного доступного интернета.

У входа в здание школы висит табличка «Агробизнес-школа». Она появилась в 2014 году, когда директор Татьяна Николаевна Немирич задумала развивать здесь агробизнес-образование: выращивать фрукты и овощи, делать сыр, выводить цыплят — и подробно изучать все процессы вместе с детьми.

«Мы решили: будем добывать деньги сами»

Татьяна Николаевна работает в школе уже 34 года, 26 из них — директором. В 1987 году она вместе с мужем приехала сюда из соседнего села. После окончания института им предложили выбрать — чунская школа в райцентре или Кулиш. Когда узнали, что в Кулиш берут с нулевым образованием, то выбрали его.

По словам Татьяны Николаевны, её это «зацепило»: «Я сама училась в сельской школе, где была нехватка учителей, русский язык вёл физрук. Мне это с детства не нравилось, и хотелось, чтобы в деревне была такая школа, в которую ребята ходили бы с радостью».

Заниматься хозяйством на базе школы начали еще в 90-е годы. Тогда, отмечает директор, вопрос стоял лишь о том, чтобы выжить и прокормить учеников: «Нашу деревню экономический кризис, конечно, не обошёл: колхоз рухнул, люди, кто мог, уехали. Остались те, у кого не было средств. В школе в это время по несколько лет не получали зарплаты, платили продуктами, всякой ерундой. Естественно, надо было как-то выживать. Нам говорили: идите просите, ищите спонсоров. А где было найти спонсоров в деревне, когда сами родители остались без работы? Мы решили: будем добывать деньги сами. И постепенно стали развивать хозяйство».

В 90-е, когда всё начиналось, в хозяйстве школы были только овцы и кролики. Потом появилась корова, на неё пришлось просить ссуду. Позже начали сажать картофель: что-то оставляли на питание в столовой, большую часть удавалось продавать — в детские сады и другие школы района.

 
 Татьяна Николаевна и Алексей Иванович 

Сегодня школьный урожай иркутской деревни кроме редиса и огурцов состоит также из клубники, арбузов и винограда. Всё это стало возможным после того, как в 2014 году на базе школы зарегистрировали попечительский совет и появилась возможность участвовать в конкурсах, в том числе конкурсах президентских грантов.

«У нас создано детско-взрослое образовательное производство. То есть посильный, лёгкий труд выполняют дети, а учителя, работники школы и часть родителей являются членами попечительского совета», — рассказывает Татьяна Николаевна.

В 2020 году о школе сняли небольшой документальный фильм — в Кулиш приезжала съёмочная группа проекта «Настоящее время».

Татьяна Николаевна вспоминает: «Для нас это было неожиданно — позвонили к нам на таксофон из Екатеринбурга. Говорят: мы хотели бы снять фильм о вашей школе. Я говорю: ой, у нас грязно, дорога грязная. А они: вы ничего не трогайте, всё это будет в деле, всё будут снимать. Мы, конечно, волновались».

Таксофон, который висит в коридоре школы, — единственный устойчивый вид связи на всю деревню. В деревне нет сотовой связи, а ко входу школы ведут дорожки из деревянных досок. Тем не менее в школе знают всё новых о технологиях сельского хозяйства. На подоконниках в классах растёт укроп и салат в горшках, почти в каждом кабинете стоят компостеры — специальные ящики, в которых черви перерабатывают отходы в удобрение. 

 
   Фото: Mel.fm

Маленькие старатели большого бизнеса

Выращивать клубнику и арбузы в Сибири удаётся благодаря экобоксам, которые работают по принципу гидропоники, их приобрели на средства президентского гранта.

«Экобоксов в школе всего пять, но ребятишкам удивиться и попробовать хватает: клубника уже сейчас, в апреле, у нас красная. Арбузы, конечно, не такие, как в магазинах, но до пяти килограмм были — сибирские сорта. В том году мы пробовали вырастить сибирский сорт винограда в теплице», — рассказывает Татьяна.

Чтобы урожай точно удался, в школе производят биогумус — органическое удобрение, которое получается после переработки отходов дождевыми червями.

«Маленькие старатели большого бизнеса» — так Татьяна Николаевна называет червей. В 2011 году она ездила в город Ковров Владимирской области на курсы по вермикультивированию и привезла оттуда партию червей-старателей.

«Начинали мы с ящиков-вермикомпостеров — так ребята погружаются в науку культивирования. А для учеников пятого класса и старше у нас построены червячники на теплотрассе от школы, там уже серьёзное предприятие», — говорит она.

Вместе с детьми в школе проводят эксперименты с биогумусом: наблюдают, как тот или иной сорт картофеля ведёт себя с удобрением и без него.

С тех пор Татьяна Николаевна ведёт и факультатив в школе — «Дождевые черви и плодородие земли». В расписании школьников Кулиша ещё много необычных предметов: «Птицеводство» и «Юный аграрий», «Основы агробизнеса» и «Машиноведение с элементами сельхозтехники». Программу пересматривают каждый год. 

 
 Открытый мастер-класс по вермитехнологии 

Девять коров и два поросёнка

Коровы у школы пасутся не просто так: сегодня в хозяйстве девять «крупнорогатых» и два поросёнка. В разные годы здесь держали кроликов и гусей, индюков и индоуток, перепёлок и других птиц.

В школе сепарируют молоко, делают своё масло, сливки, брынзу. Есть три инкубатора: на практических занятиях дети делают закладку яиц, рассчитывают прибыль и риски, учитывают, какой процент цыплят вывелся, а сколько было неоплодотворённых.

Есть у кулишских школьников и своя пекарня — правда, пока она работает только в тёплое время года, зимой её нужно дополнительно отапливать, жечь дрова. Зато специальные мастерские полностью оборудованы для приготовления хлеба: здесь есть тестомесы, сито, расстоечный и печной шкафы.

«Наша цель — не продавать какой попало хлеб, а отточить фирменные рецепты — может, выдерживать на хмелю, на закваске. А хмель надо выращивать на территории школы, чтобы хлеб был вкусный», — говорит Татьяна Николаевна.

По её словам, планов по развитию агробизнеса в школе ещё много — сушить травы для чая, круглый год выращивать микрозелень и делать сыр: «У нас растёт много иван-чая, плюс мы уже запланировали на определённом участке выращивать мяту, чабрец, чабер. Заказали дегидраторы, которые обычно используют для сушки овощей. Заказали и небольшую сыроварню, чтобы дети научились сами готовить сыр».

 
 Фото: Mel.fm

Когда-то Татьяна Николаевна думала просто о том, чтобы «добыть» деньги для нужд школы. Сегодня здесь активно погрузились в проекты софинансирования. Это значит, что, если школа получает грант, например, в размере 700 тысяч рублей, 95 тысяч она должна вложить в него из заработанных денег.

Благодаря агробизнесу школа практически полностью себя обеспечивает. Денег, выделенных из бюджета, хватает лишь на частичную оплату учебников и интернета.

«У нас финансирование на целый год — 36 тысяч, из них 18 тысяч идёт на книги и ещё 18 — на интернет, на который их не хватает. Месяц интернета у нас стоит 8500, остальное мы уже клянчим, чтобы район заплатил. Больше ни на что не остаётся», — говорит Татьяна Николаевна.

До недавнего времени кулишские школьники каждый год получали стипендию — за хорошую учёбу, активное участие в мероприятиях. Татьяна Николаевна надеется, что скоро ребята снова смогут получать какие-то деньги: «Я полагаю, будет правильно, если они будут какой-то процент получать, пусть и небольшой».

Сегодня детей бесплатно возят на конкурсы, дарят новогодние подарки, учителям оплачивают курсы повышения или переподготовки.

По словам директора, уже третий год в школе Кулиша не только на словах знают, что такое тёплый туалет: «Нам говорили: ставьте биотуалеты. Но кто будет таскать горшки, выливать, жидкость закупать? Мы отстояли тёплый туалет. Нам выделили деньги на оборудование и сказали: хотите — делайте сами. Сегодня вот тепло — а мы уже привыкли, как городские, ходим в тёплый туалет».

 
 Поездка на Байкал

Брать даже небольшие деньги с родителей учеников здесь не принято, но иногда их просят помочь на покосе или выкопать картошку.

«Трактором мы, конечно, косим, но где-то мужики делают копны вручную, надо успевать подгребать. Недавно одна организация подарила нам картофелекопалку — это было, конечно, удивительно, обычно мы вручную копаем», — говорит Татьяна Николаевна.

Интернет в Кулише обещают наладить, но пока он очень дорогой и неустойчивый.

«Нам дают лимит, хватает его на полтора часа: зайдёт программист на сайт, закинет информацию, почту электронную посмотрит. Дети им воспользоваться не могут. Я покупаю себе отдельно карточки. В том году я специально посчитала, что за год на них у меня ушло 40 тысяч, это только вотсап», — рассказывает Татьяна Николаевна.

В прошлом году, во время дистанционки, учителям пришлось ходить по домам, раздавать задания детям, а потом снова делать обход, чтобы собрать работы.

«Это был смех, конечно. Мы шутили, что это курьерская доставка. Им же всё равно объяснять надо, они и посмотреть нигде не могут: интернета нет. Потом потихонечку, чтобы никто не знал, ребятишки всё-таки прибегали в школу, занимались. Нас всё равно мало, в кабинетах сидят по два-три ребёнка», — вспоминает директор. 

 
 1 сентября 2020 года

Три-четыре выпускника

Каждый год школу оканчивают всего три-четыре выпускника. Сегодня это максимум для Кулиша: всего в школе учится 18 человек. Татьяна Николаевна с грустью вспоминает, что 26 лет назад, когда она стала директором, здесь было 87 учеников.

Говоря о том, что хотелось бы изменить сегодня, директор отмечает: «Во-первых, охота побольше детей. Молодёжь покидает деревню, потому что предприятий как таковых нет. Наши дети, которые оканчивают школу, часто не готовы взять на себя риск открыть ИП, частное предприятие или личное подсобное хозяйство. Боятся отчётности. Поэтому наша задача сегодня — научить детей, как открыть фермерское хозяйство или ИП. Я говорю: я буду вам помогать. Но тем не менее пока такая проблема существует».

После выпуска большинство ребят уезжают из деревни. Но есть и те, кто возвращается обратно.

«Сегодня в школе 11 учителей, две учительницы — наши недавние выпускницы. Это очень радует, что девочки вернулись в школу, они подают надежды», — говорит Татьяна.

Одна из них окончила университет с отличием в Иркутске, но захотела вернуться в деревню — будет заниматься проектом по клубнике. Другую Татьяна Николаевна пригласила на работу сама: она училась в техникуме на повара-кондитера, так что теперь ведёт в школе кружок «Пекарское дело», а ещё занимается виноградом.

«Хочется, чтобы учителя были творческие, инициативные, с горящими глазами, чтобы они приходили и говорили: Татьяна Николаевна, давайте вот это сделаем, то сделаем. Вот молодые пришли, и уже чувствуется какая-то новая кровь — остальные учителя на них смотрят и заряжаются. Хочется, чтобы была динамика, движуха. Дети же тоже это чувствуют — когда учитель с любовью относится к своему делу», — говорит директор.

 
 Татьяна Николаевна с выпускниками 2019 года

За плечами у мужа Татьяны Николаевны, Алексея Ивановича не только пединститут, но и медучилище и работа фельдшером, так что когда-то он преподавал здесь и анатомию. Сейчас он ведёт в школе историю и английский язык, участвует в самодеятельности.

«Население нас встречало неважно, потому что учителя с высшим образованием здесь обычно не задерживались», — вспоминает Алексей Иванович время, когда они только приехали в Кулиш.

Несмотря на результаты, которые показывает школа, одна из серьёзных проблем здесь — сокращения: на такое небольшое количество детей не положено столько работников.

«Как можно убрать завуча? У нас пилотная площадка по непрерывному агробизнес-образованию, уже седьмой год. Мы пишем проекты, занимаемся научной деятельностью, можем дать в пользование наше оборудование другим школам, провести на нашей базе научные работы», — объясняет Татьяна Николаевна.

Уже с июня 2021 года школа не сможет платить трактористу — ставку сокращают: «У нас есть трактор "Беларус" — мы же и пашем, и сено косим. С 2008 года в нашей школе работает тракторист. В самом начале моей деятельности должность тракториста была в штатном расписании, потом ставку сократили. Поэтому тракторист ходил у меня под дворником, выполнял все функции. В этом году сказали — всё, с 1 июня и дворника нашего уберут».

Татьяна Николаевна считает, что такие моменты нужно регулировать: «Есть школы, в которых количество детей достаточное, — там есть заместитель и по научной, и по воспитательной, и по хозяйственной деятельности. Но ничего особенно не делается. Можно же у них отщипнуть, отдать школам, которые зарабатывают. Раньше хоть какая-то копейка была, премиальный фонд — 3-4 тысячи, можно было поощрить учителей за конкурсы. С февраля всё убрали, сказали, больше не будет». 

 
 Фото: Mel.fm

Маленький островок благополучия

Татьяна Николаевна признаётся, что никогда не жалела, что работает и живёт именно в деревне: «Я очень хорошо училась в школе, так что мои одноклассники, бывает, говорят: "Ой, Танюха, ты чего вот так, в деревне…" Я тоже думала, что, наверно, могла бы состояться в городе, научной работой заниматься. Но тогда бы я не ощущала в душе такого, как сейчас. Я очень люблю свою работу, своих детей. Наверное, это любовь к труду, к детям, к сельскому жителю, к деревне. У нас очень хорошие дети, можно сказать, у нас маленький островок благополучия».

От дома до школы Татьяне Николаевне идти пять минут, и даже в эти пять минут не всегда удаётся отвлечься от дел и просто посмотреть вокруг: «Года два назад я поймала себя на мысли: задумалась, смотрю — какие красивые горы. И потом задаю себе вопрос: так они же давно были, я тут 30 лет живу, куда же я всё время бежала и смотрела?»

Помимо прочего Татьяна Николаевна занимается и научной работой: в 2013 году она окончила аспирантуру в Иркутске, написала монографию. Правда, защищать диссертацию уже не планирует: «Понимаете, я, скорее всего, больше практик, а не теоретик. Мне интереснее проекты для школы писать. Наверное, я не завершу диссертацию, но я такой цели и не ставила».

Она убеждена, что практиков сегодня очень не хватает: «Порой человек получает высшее образование, но он ни к чему не приспособлен. Мне понравилась позиция министра образования Якутии, которую она озвучила, когда в 2016 году мы приезжали на конкурс: "Нам не нужны одни говорящие головы, иначе все перемерзнем и перемрем с голоду". Мы в школе учим детей быть продуктивными. Чтобы потом они работали на своей земле и обеспечивали себя».

После того как вышел фильм о школе, Татьяне Николаевне часто пишут добрые слова.

«Это дорогого стоит, такие отзывы не купишь ни за какие деньги», — заключает она.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале