В Москве появилась сеть бесплатных перевозок

В Москве появился социальный проект, связанный с бесплатными перевозками. За вами приедут в течение 17 минут и отвезут куда надо, причём совершенно бесплатно. Подчёркивая, что главным условием совместных поездок является добровольная и совершенно бескорыстная инициатива горожан, авторы проекта принципиально отказываются от слова «такси» применительно к своей деятельности.
На тысячу жителей столицы приходится около 400 автомобилей. Учитывая ежедневный приток личного транспорта из области, некоторые специалисты утверждают, что в день по дорогам столицы проезжают около 6 млн машин. При этом в среднем заполненность одного автомобиля, выезжающего на московские трассы, составляет около 1,3 человека.

Что если отрегулировать дорожный трафик, уменьшив количество одиночных поездок? Движения по совместному использованию автомобиля успешно существуют в США, странах Европы. У этой деятельности есть даже специальное название — Carpool (дословно — движение «полных машин»). В Москве эта идея только начала развиваться.

Одной из таких инициатив стал проект «17 минут», сообщает «Московский комсомолец». Само название программы обозначает небольшой период ожидания: отправляя заявку на специальном сервисе, пассажир может рассчитывать, что уже через 17 минут окажется в пути. Поэтому в первую очередь идея рассчитана на людей, живущих в одном районе или каждый день проезжающих по одному и тому же маршруту: студенты одного вуза, коллеги или жители небольших городов, которые постоянно работают в столице.

«Нереально представить себе, что вы голосуете на дороге и спрашиваете остановившегося водителя, подвезет ли он вас бесплатно. Понятно, что в случае чрезвычайной ситуации он может и согласиться помочь, но в обыденной жизни результат, скорее всего, будет отрицательным. Суть проекта в возможности обратиться к водителям, находящимся рядом, с просьбой подвезти вас бесплатно. Это открытая система, функционирование которой зависит только от желания людей к ней присоединиться. Каждый человек может выступать и в роли водителя, и в роли пассажира», — рассказывает автор идеи проекта Сергей Макаренко.

Подходящего водителя можно найти по целому ряду критериев — на сайте размещаются фотографии автовладельца и машины с регистрационными номерами. Здесь можно узнать о наличии кондиционера, багажника и детского кресла, возможности перевозки животных в салоне. Преимущества для пассажиров очевидны — бесплатный проезд до назначенного места в комфортных условиях.



В чём же выгода водителей? Авторы проекта уверены, совместное использование автомобилей позволяет не только разгрузить дорожную сеть, но и спасает людей от чувства одиночества, которое так характерно для жителей мегаполисов. Так что, если и случится вам оказаться в пробке, то это время можно провести в компании интересного собеседника. Достаточно запустить на мобильном телефоне специальное приложение, пока будет установлен статус «Свободен», и система сама подберёт ближайших пассажиров. Пассажир может формировать заявки непосредственно с сайта проекта. В стадии подготовки находятся мобильные приложения для пассажира, которые позволят ему не быть привязанным к компьютеру и отправлять заявку в любом месте.

Идея создать подобный сервер пассажирских перевозок возникла ещё в 2010 году. Спустя год интернет-портал «17 минут» принимал участие в конкурсе лучших ИТ-идей для города, который проводил соответствующий департамент в рамках государственной программы города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)». В декабре 2011 года проект вошёл в короткий список отобранных экспертами и интернет-сообществом 20 наиболее интересных инновационных задумок. Однако на этом всё закончилось — дальше интерес к некоммерческому такси департамент не проявил.

По мнению создателей сервера пассажирских перевозок, его можно использовать при проведении социальных и коммерческих проектов, благотворительных и волонтёрских акций, в том числе для помощи маломобильным категориям горожан. Для начала, чтобы приучить москвичей к совместным поездкам, предлагается провести День без одиночных поездок, по аналогии с Днём без автомобиля. Если каждый автовладелец начнёт бескорыстно подвозить для начала хотя бы коллег по работе, однокурсников, соседей, эффект уже будет ощутим.

Карпулинг на Западе имеет почтенную традицию. Совместное пользование частными автомобилями получило большую популярность в Соединенных Штатах в 1940-е годы, когда из-за Второй мировой войны автомобильное горючее сделалось дефицитом. Перебои с топливом, возникшие из-за нефтяного эмбарго, а также в связи с энергетическим кризисом 1979 года, вновь сделали карпулинг популярным в западных странах.

С появлением интернета распространение «карпула» стало набирать обороты. Дошло до того, что инициативу совместного использования личного транспорта подхватили власти США: они не только призывают людей использовать одну машину, но и поощряют их «дорожными бонусами» — для легковых автомобилей с загрузкой больше одного человека существуют особые полосы движения, позволяющие без труда объезжать дорожные заторы в часы пик.

Один из крупнейших в мире сайтов, посвящённых совместному пользованию автомобилями, хвастается тем, что благодаря ему экономится 500 миллионов литров бензина, перевозится 50 миллионов человек и предотвращается выброс миллиона тонн углерода. А пользователи этой системы сэкономили более 1,5 млрд евро. При этом в качестве бонуса указано то, что карпулинг помог завязаться тысячам знакомств и даже сыграть 16 свадеб. Ежедневно через этот сайт доступно 3,5 млн мест в автомобилях в четырёх десятках стран мира.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале