В Российской армии возрождается традиция воспитания «сынов полка»

В гвардейском ракетном соединении Западного военного округа, дислоцированном в городе Шуя Ивановской области, возродили одну из старейших традиций российской армии — воспитания так называемых «сынов полка».
В рамках уникального проекта, разработанного командованием соединения совместно с местными органами государственной власти, подростки-сироты или оставшиеся без попечения родителей, по их желанию, постоянно проживают в расположении воинской части. Взвод воспитанников ракетного соединения формируется из юношей в возрасте от 13 до 17 лет, сообщает «Русская линия».

На основании постановления российского Правительства и ведомственных документов Министерства обороны РФ с момента зачисления в состав «сынов полка» воспитанники обеспечиваются всеми видами довольствия, положенными военнослужащим по призыву, проживают в отдельной казарме на территории соединения и соблюдают военный распорядок дня.

Из числа наиболее подготовленных офицеров и сержантов соединения для контроля за воспитанниками назначаются нештатные воспитатели. Школьную программу «сыновья полка» осваивают в обычной общеобразовательной школе города Шуя, а домашние задания у них проверяют офицеры-воспитатели.

В настоящее время в экспериментальном подразделении «сыновей полка» ракетного соединения ЗВО воспитываются шесть подростков, оставшихся без попечения родителей.

Свободное от школьных занятий время они проводят в соответствии с распорядком дня воинской части, участвуя во всех спортивных и культурно-досуговых мероприятиях, запланированных командованием для солдат-призывников.

В выходные дни при наличии положительных отметок в школьном дневнике, которые еженедельно проверяет командир ракетной бригады, воспитанники ходят в увольнение в город.

Ракетное соединение ЗВО, в котором воспитываются «сыновья полка», является воинской частью постоянной боевой готовности. Более половины личного состава соединения проходит военную службу по контракту. Третий год подряд соединение удерживает звание лучшего среди ракетных воинских частей ЗВО.



Институт «сынов полка» является одной из старейших и неотрывных традиций русской армии, сообщает сайт Всемирного русского народного собора. Хрестоматийные барабанщики в армии и юнги на флоте, существующие в практически любой художественной литературе о русской армии царского периода — тому пример. Появившийся после Балканской кампании марш «Прощание славянки» — одна из самых узнаваемых военных песен России, написана Василием Ивановичем Агапкиным, сиротой, в десятилетнем возрасте, зачисленном музыкантским учеником в оркестр 308-го резервного Царёвского батальона.

В XX веке традиция также не увядала — тут сразу вспоминается повесть «Сын полка» В. П. Катаева и её главный герой Ваня Солнцев, прототипом которого был детдомовец из Одессы Исаак Платонович Раков (Иван Солнцев), воспитанник 8-го гвардейского артиллерийского полка. Известный писатель Валентин Пикуль был юнгой Северного Флота. По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до 16 лет — это без учёта юных участников подполья и партизан.

C ноября 1943 «детей полка» централизованно начали отзывать из действующей армии, обычно направляя в суворовские и нахимовские училища, однако многие дети и дальше находились в составе воинских подразделений. Большинство из сыновей полка просто выполняли различные хозяйственные функции в подразделении. Но немало из них принимало непосредственное участие в боевых действиях, был даже 14-летний лётчик Аркадий Каманин. На 3-м Украинском фронте служила десятилетняя юная санитарка Вера Белякова, воевала 14-летняя пулемётчица Маша Щербак, госпиталь в Бернау спасла от взрыва 13-летняя санитарка Валя Таран, начавшая свою службу в десятилетнем в возрасте в Керчи.

Самым юным «сыном полка», награждённым боевой наградой — медалью «За боевые заслуги», был шестилетний Сергей Алешков, который под Сталинградом спас командира, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами.

В 90-е годы, когда проблема беспризорников, сирот и детей без нужного уровня опеки стала реальной в России, армейские подразделения снова стали домом для многих детей.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале