Прогулки по Москве: у Чистых прудов
1. Памятник А. С. Грибоедову (скульптор А. А. Мануилов)
Где: в начале Чистопрудного бульвара
Памятник Грибоедову относительно «молодой»: он открыт в 1959 году, к 130-й годовщине со дня смерти поэта. Хотя для современников Грибоедов был в первую очередь дипломатом, монумент посвящен его творчеству, а именно комедии «Горе от ума». Герои пьесы тоже стали частью памятника, разместившись по бокам постамента. Место для скульптуры выбрано неслучайно: драматург некоторое время жил неподалеку, в доме № 42 по Мясницкой улице.
2. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)
Где: Архангельский переулок, 15а
Продолжая двигаться по правой части Чистопрудного бульвара, сворачиваем в Архангельский переулок. Церковь Архангела Гавриила высотой 84,3 метра построена в 1707 году по заказу сподвижника Петра I, князя Александра Даниловича Меншикова. Он нарушил существовавший в Москве запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого (81 м). Но позже верх колокольни (с 50-ю колоколами, английским часовым механизмом и 30-метровым шпилем) был повреждён пожаром. На сегодняшний день церковь значительно ниже, чем была первоначально (см. фотографию справа). Поговаривают, что так князю воздалось за гордость, толкнувшую возвести слишком высокое здание. Историки придерживаются другого мнения: на их взгляд, башня использовалась в системе государственной сигнализации через сообщение с «Иваном Великим».
Архитектурно церковь интересна как самый ранний из сохранившихся в Москве образцов петровского барокко (этот стиль в основном распространён в Петербурге). Его отличительные черты — симметрия, уравновешенность, выделение центра композиции, обилие цветов. В конце XVIII — начале XIX века башню занимали масоны, изменившие её внешний облик. В середине XIX века по распоряжению митрополита Московского Филарета большую часть масонских символов убрали. Но и сегодня мы видим шпиль, похожий на пламя свечи, фигуры над южным входом, держащие в руках свитки со стертыми надписями. На верхнем ярусе церкви остались вазы, которыми масоны заменили статуи ангелов с орудиями Страстей.
Рядом с Меншиковой башней находится церковь Феодора Стратилата. Оба храма принадлежат подворью Антиохийской Православной Церкви.
3. Чистые пруды
Возвращаемся на центральную часть бульвара, чтобы прогуляться вдоль Чистых прудов, до начала XVIII в. известных как Поганые болота. По самой распространенной версии, так их называли из-за запаха отходов, которые сбрасывали в воду мясные лавки. После того, как по приказанию Меншикова пруды очистили, их стали называть Чистыми.
По пути нам попадётся памятник Абаю Кунанбаеву — казахскому поэту XIX века, пропагандировавшему русскую культуру и переводившему на свой родной язык Пушкина и Лермонтова. Скульптура Марата Айнекова появилась здесь в 2006 г. в рамках года Абая в России (рядом, в доме № 3А по бульвару находится казахстанское посольство). Но «прославился» монумент весной 2012 г., когда представители оппозиции разбили рядом с ним палаточный лагерь.
4. Дом Вашкова
Где: Чистопрудный бульвар, 14, строение 3
Дом был создан как доходный при храме Живоначальной Троицы на Грязех. Часть квартир предполагалось передать под временное проживание нуждающимся прихожанам, а другую сдавали в наём. К работе над проектом был привлечен художник Сергей Вашков. На облике здания отразилось влияние работ его учителя, В. М. Васнецова, и каменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире. На терракотовых барельефах изображены десятки птиц и зверей — олени, совы, цапли, грифоны и другие фантастические животные. Крыльцо дома охраняет огромный металлический кот.
Хотя наш маршрут огибает сквер и уходит в обратном направлении, желающие могут пойти по Покровке и дойти до самого храма Троицы на Грязех.
5. Дворовый птичник
Где: улица Макаренко, 6
Обогнув сквер, перед театром «Современник» сворачиваем на улицу Макаренко, чтобы нырнуть в двор дома №6. Двор необычен вольерами, в которых содержатся птицы: павлины, лебеди, утки, фазаны, хохлатые голуби… Звериный мир представлен плотоядно облизывающимися кошками, бегающими между клеток. Птичник во дворе создан по инициативе местного жителя и существует уже много лет.
6. «Дом-яйцо»
Где: улица Машкова, 1/11
Неподалеку расположилась ещё одна диковинка. Это «дом-яйцо» — четырёхэтажный особняк площадью около 350 м² по проекту С. Б. Ткаченко, построенный в конце 1990 — начале 2000 гг. Первоначально проект предназначался для родильного дома в Вифлееме (форма яйца неслучайна). Но власти города, где родился Христос, не приняли заказ, и его решили реализовать в Москве. На этот раз он ассоциировался с М. А. Булгаковым и повестью «Роковые яйца». Построить дом на Патриарших прудах не удалось — он был возведен в районе Чистых.
В здании есть подземный гараж и пять комнат. На первом этаже находятся прихожая, холл и сауна, на втором — кухня со столовой, комната для прислуги и санузел, на третьем и четвёртом — жилые комнаты. Владельца у дома до сих пор нет, а цена продолжает расти, превысив 10 млн долларов.
Кто-то называет дом худшим образцом «лужковского стиля», кому-то он, наоборот, очень нравится. Нам кажется, что здание — не шедевр архитектуры, но выглядит весело и скорее разнообразит улицу.
Дальше можно пройтись по правой стороне улицы Машкова до необычного граффити «Становясь сильным, оставайся нежным», появившегося в 2014 г. Или вернуться обратно и пойти с нами по улице Чаплыгина. На этой улице параллельно Чистопрудному бульвару находятся множество доходных домов, появившихся в конце XIX в. Попробуйте сами, разглядывая фасады, найти дом, построенный в 1894 г.; дом со львами на каменной ограде и угловыми эркерами-фонариками; дом, где слева находится второй подъезд, а справа — первый.
7. Граффити «Старый город» (команда Zuk Club)
Где: Большой Харитоньевский переулок, 9
Добравшись до конца улицы Чаплыгина, сворачиваем в Большой Харитоньевский переулок. Пройдя немного влево, увидите большое граффити во весь фасад дома, изображающее восточный рынок. Граффити — близкая реплика иерусалимского стрит-арта (на фотографии справа), но его художественного качества это не снижает. Особенно приятно ощущать себя перед порталом, переносящим из промозглой Москвы в край, где всегда солнечно…
8. Палаты Волковых-Юсуповых
Где: Большой Харитоньевский переулок, 21, стр. 4
Идём по той же улице, но теперь в сторону Садового кольца. Здесь, за кованой решеткой, среди деревьев спрятался сказочный древнерусский терем, который называют Юсуповским дворцом. Это одна из самых старых гражданских построек Москвы: древнейшая часть здания относится к рубежу XVI и XVII веков.
В названии палат увековечено имя одного из его владельцев, обер-секретаря Военной коллегии Алексея Волкова — помощника князя А. Д. Меншикова. Дом принадлежал ему менее года, до отстранения Меншикова от управления государством. После этого дворец перешел к представителю рода Юсуповых, а потом к его потомкам. После революции здесь какое-то время располагался музей дворянского быта.
В 1801-1803 гг. на втором этаже левого флигеля Юсуповского терема снимал квартиру отец Александра Пушкина Сергей Львович, а будущий поэт гулял в юсуповском саду.
9. Малый Харитоньевский переулок
Возвращаемся назад и сворачиваем в Малый Харитоньевский переулок. Как и у его «старшего» брата, здесь расположилось много интересных зданий начала XX вв. Обратим внимание на два из них.
Дом 10 — Дворец бракосочетания №1, в народе известный как Грибоедовский ЗАГС (по названию, которое носил переулок в советское время). Это первый дворец бракосочетания в СССР, открытый в 1961 г., и один из самых популярных ЗАГСов Москвы. Дворец находится в особняке, построенном архитектором С. В. Воскресенским в 1909 году по заказу купца А. В. Рериха.
Дом 4 — институт Машиноведения РАН. Здание сооружено в 1905-1907 гг. по проекту А.В. Кузнецова и предназначалось для Политехнического общества. Необычный облик с элементами готики неслучаен: архитектор стремился использовать архитектурные мотивы Англии — как говорил он сам, «страны, давшей <…> первую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок». Начальные буквы Политехнического общества сохранились в вензеле над центральным входом. Зрительно и функционально здание делилось на две части: первые два этажа были отведены под конторы, зал заседаний, библиотеку; на трех верхних находились квартиры, сдававшиеся в аренду.
10. Особняк Высоцких
Где: переулок Огородная слобода, д. 6
Немного вернувшись назад, сворачиваем в переулок Огородная слобода. Здесь наиболее примечателен особняк чаеторговцев Высоцких, в облике которого переплелись элементы средневекового замка и дворца эпохи Возрождения. Дом построен по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1900–1901 гг. В доме бывали художник Л. О. Пастернак, писавший портреты членов семьи, и его сын Б. Л. Пастернак, подрабатывавший репетитором. В одну из дочерей хозяина, Иду Высоцкую, поэт был влюблён (ей посвящено, например, стихотворение «Марбург»).
После революции Высоцкие покинули Россию и продолжили дело в Европе, а затем в Палестине; их фирма «Wissotzky Tea» существует до сих пор. В доме долгое время располагался городской Дом пионеров (сейчас — Дворец творчества детей и молодежи). Хотя зданию посчастливилось сохранить фасады, богатые интерьеры полностью утрачены в результате переделок и ремонтов.
Доходим до конца Огородной слободы и переулками выходим к метро «Чистые пруды», где мы начинали нашу прогулку. Надеемся, вы смогли больше узнать о местах, о которых не догадывались, гуляя по округе.
Фото автора. Также использованы фотографии из «Википедии» и с сайта mmsk.ru