Как Адаму вернуться в рай?
Читателя сразу заинтригует название книги. Какая сила? Почему мягкая? В чем заключается эта «мягкая сила»? |
В предисловии протоиерей Андрей Ткачёв сравнивает статьи автора с нитью Ариадны, «держась за которую, можно покинуть мрачный, кажущийся бесконечным лабиринт. Покинуть его, оставить за спиной жилище Минотавра, увидеть солнце и полной грудью вдохнуть свежий воздух».
В книге рассматривается большое количество фильмов: от «Алисы» Тима Бёртона до «Царя» Павла Лунгина и фильма «Поп» Владимира Хотиненко. Столь же широк и диапазон книг, подвергшихся критике отца Симеона. Здесь можно найти и статью о Книге Иова, и разгромную рецензию на роман Елены Колядиной «Цветочный крест».
Впрочем, не стоит искать здесь только положительные или только отрицательные отзывы. В первых двух частях книги автор старается предельно объективно, с позиции христианина проанализировать те или иные явления культуры и охарактеризовать их сущность. Особенно следует выделить третью часть под названием «Культура». Это размышления на темы, важность которых в современном мире сложно переоценить: здесь и рассуждения о будущем книги, и обсуждение с читателем феномена «селфи», и раскрытие понятия интернет-воздержания, и многое другое.
Архимандрит Симеон (Томачинский), первый главный редактор «Татьянина дня», на презентации книги в Татьянинском храме |
Так в чём же заключается та самая «мягкая сила» культуры? Нельзя поспорить с отцом Симеоном, что русская культура неизменно остаётся востребованной на протяжении долгого времени. Столкновение цивилизаций, на котором делается акцент как во вступлении, так и на протяжении самой книги, предполагает знание основ культурного пространства, где ты находишься. Разбираться в культуре значит быть защищённым.
«Защищённым от чего?» — спросите вы. На этот вопрос отчасти отвечает сам автор: «Продвижение западной массовой культуры давно и с большим успехом используется Америкой в политических целях. Голливуд и CNN, Мадонна и Майкл Джексон, кока-кола и гамбургер… В этом своего рода культурном фаст-фуде не предусмотрено места ни для Гоголя, ни для Достоевского».
Но это об антикультуре. А «мягкая сила» истинной культуры заключена в том, что она так или иначе ведет своего зрителя, читателя, слушателя в райские обители. Должен же Адам, изгнанный из Царства Небесного, когда-то вернуться обратно? Поисками этой дороги во все времена занимается искусство.
Именно об этом напоминает отец Симеон (Томачинский) своей книгой «Мягкая сила культуры», которую вы можете приобрести в книжной лавке храма святой мученицы Татианы при МГУ.
Фото Ивана Джабира для сайта храма мученицы Татианы при МГУ