Светлана Сорокина: "Мир держится на неравнодушных"
Наверное, тот факт, что о благотворительных и добровольческих организациях и фондах в России начали писать книги, - особый показатель. Люди, пытающиеся помогать кому-то, были и есть всегда. Однако достаточно недавно в нашей стране стали складываться волонтерские команды, регистрируемые фонды начали восприниматься не как группы циничных мошенников, а как эффективные организации для адресной помощи нуждающимся... В России формируется культура благотворительности - наверное, об этом говорит даже сам факт издания книг такой тематики.
Философия неравнодушия
Книга утверждает простую истину: именно неравнодушие помогает человеку быть человеком. «Мир держится на неравнодушных, на тех, кто живо откликается на чужую беду, - рядом или на другом краю планеты. Причем таких людей не надо звать и уговаривать. К счастью, неравнодушных в нашей стране с каждым днем становится все больше и больше. Тех, кто желает взять на себя совсем необязательные заботы и работы. Необязательные, но такие необходимые - соседскому мальчишке, городу, стране и миру», - пишет в предисловии Светлана Сорокина.
«Мне не все равно» - это кредо и философия, которая определяет жизнь и героев книги, и ее автора. Кто-то осознал этот принцип еще в детстве, кто-то - нашел случайно. Книга показывает и пути, ведущие к сознательному выбору, и те «неслучайные случайности», которые подталкивают человека к отклику на чужие проблемы.
Пятнадцать историй из жизни
У книги Сорокиной очень четкая структура. Сначала - рассказ о том, как кто-то сделал первый шаг в нужном направлении, почему он так поступил и что из этого вышло. Затем - короткий комментарий психолога Елены Султановой. Она пытается объяснить психологическую подоплеку поступков, которые могут показаться неожиданными или даже странными. Завершается каждый раздел репликами тех людей, кто реально занимается благотворительностью в той или иной сфере. Они рассказывают, как «дошли до жизни такой» и что им это дает.
Рассказы, написанные в художественной (скорее, все же журналистской) форме, - не выдумка, а сумма впечатлений от многочисленных встреч автора с волонтерами и организаторами подобной работы, от услышанных и прочитанных историй, всевозможных публикаций, блогов... Да, диалоги, детали, сюжеты, имена - скорее вымысел. Но подобные диалоги и подобные эмоции - реальность жизни многих людей, знаменитых и никому не известных, богатых и живущих от получки до получки... Пятнадцать историй от журналиста, пятнадцать комментариев психолога и пятнадцать высказываний «от первого лица».
Дети, бомжи, деревья, тигры
При слове «благотворительность» сразу возникает ассоциация «дети-сироты», потом, вероятно, инвалиды и старики. На самом деле, благотворительность очень и очень разнообразна, а сферы, где можно и нужно проявить свое неравнодушие, - еще шире.
В полном соответствии с читательским ожиданием, первая история - о том, как тележурналисты собирали памперсы для детей-сирот. И о том, насколько результат этого сбора был неожиданным для самих организаторов. Вторая - о клоунах, которые стараются порадовать больного раком ребенка или умирающего человека в хосписе. Третья - о женах богатых и успешных людей, которые, не пытаясь решить в целом проблему сиротства в России, стали близкими родственниками для одного детдома, и тратят личное время и деньги, глубоко погрузившись в заботы и нужды детей, вовсе не афишируя свою деятельность.
«Благотворительность вместо сувениров» - корпоративный проект, «Ночлежка» - организация для помощи бездомным, «Адреса милосердия» - социальная радиопрограмма, хосписы - места, где может дожить до спокойной и непостыдной кончины безнадежный раковый больной... «Подари жизнь» - фонд, благодаря которому все больше и больше людей осознают, что рак - это не приговор, что эта болезнь лечится, если есть терпение, средства и хорошая больница, и что от нас зависит, умрет ли только тот ребенок, кого победила болезнь, или еще и тот, кто мог бы жить, да не хватило средств, донорской крови или зарубежного лекарства...
А есть и менее очевидные адресаты помощи. Дворовая футбольная команда, самодеятельный хор старушек... Люди сажают лес, люди работают над восстановлением популяций диких животных - начав с одного дерева, с одного тигра. Кто-то помогает другим отстаивать свои права и ради этого организует благотворительную юридическую службу. Поделиться своим опытом - это тоже помощь. Оставить мелочь в специальном конверте в самолете перед тем, как покинуть страну - тоже помощь: большие деньги складываются из копеек.
Психология неравнодушия
В основе рассуждений Елены Султановой - идея, что в некоторые периоды жизни человек нуждается в помощи, и это не зазорно, это нормально - принимать помощь; точно также нормально помощь оказывать. Главная мысль психолога, пожалуй, заключается в том, что благотворительность нужна благотворителям не меньше, чем адресатам их поддержки. Через сочувствие человек развивается, совершенствуется, растет.
Комментарии дают понять, насколько разные мотивы для помощи ближним у разных людей. Книга не морализаторская и тем паче не религиозная. Добродетели не восхваляются - скорее показано, что это нормально. Пороки не осуждаются, социальная несправедливость констатируется довольно бесстрастно - обличительного пафоса здесь нет.
Среди комментариев есть и такие довольно дикие для православного человека тезисы: «Такая мотивация, как «суеверное желание откупиться от судьбы», «оплатить удачу», «заплатить за годы везения», известна психологам давно. Многие из нас, когда слишком везет, думают о том, как бы не пришлось за это расплачиваться... Возможно, такое наше поведение имеет архаичные корни и обусловлено тем, что еще издревле благополучие, удача считались милостью богов. Люди полагали, что то, чем они в избытке наделены - силой, богатством, удачей, - не только их собственная заслуга, но и дар Божий. И все знали, что для того чтобы сохранить этот дар, им нужно делиться так же, как поделились с тобой».
Но стоит ли обижаться, когда ваше поведение возведут к «архаичным корням»? Вера - штука действительно древняя, уж подревнее психологии...
Уроки недидактической книги
Не прямое назидание, а показательный пример, - вот чем интересна эта книга. Урок, который можно из нее извлечь, спрятан не слишком глубоко.
Во-первых, Светлана Сорокина показывает, что помочь другому может каждый. Для этого не надо тратить всю свою зарплату, отказываться от личных привычек и комфорта, ехать за тридевять земель... Сама жизнь подсказывает, что ты можешь сделать на своем месте, и нужно только откликнуться на эту подсказку.
Подсказкой может стать и эта книга, и список заслуживающих доверия организаций и фондов с их координатами, который размещен в конце издания.
Во-вторых, именно неравнодушие дает нам возможность почувствовать себя человеком. «Легкий способ стать человеком» - рабочее название книги. И это важно само по себе, даже если в ответ на заботу и помощь мы не услышим слов благодарности.
В-третьих - не знаем уж, закладывали ли этот вывод в книгу ее авторы, но можно задуматься о том, стоит ли осуждать кого-то за мотивы, которыми он руководствуется, когда помогает. Кто-то хочет «откупиться от судьбы», кто-то «копейками замаливает украденные миллионы»... А кто я, чтобы обсуждать и осуждать это? Делаю ли я хоть что-нибудь, или только осуждаю тех, кто делает?
Грешно ли ценить благотворительность или волонтерство именно за то, что мы получаем от этого, а не за приносимую нуждающимся помощь? Осуждать ли человека, который осознал и не скрывает, что помогает другим скорее для себя самого? Ему интересно общаться с новыми людьми, приобретать какие-то навыки, получать новый жизненный опыт, поэтому более или менее все равно, кому именно помогать - нуждаются-то многие.
Часто ловя себя на мысли, что «настоящее» добро должно быть тайным, что левая рука не должна знать, что делает правая, что помогать надо ради Христа, а не ради благодарности и получения навыков и опыта - применяю ли я все эти тезисы к себе, или рискую осудить другого за доброе дело?
Питательная среда благотворительности
Хорошо помогать детям и старикам, хорошо сажать деревья, хорошо лечить больных. При чем тут книги? Зачем писать об этом под твердый переплет - ведь мы привыкли читать о благотворительности в прессе, в интернете, где любая статья быстро уходит в архив, а потом - новые нужды обездоленных, новые призывы о помощи, новые отчеты и благодарности волонтеров...
В России сегодня и сейчас формируется культура благотворительности. Можно назвать это филантропией, можно - некоммерческой социальной деятельностью, можно - социальным инвестированием, можно - христианским милосердием. Как всякая становящаяся культура, она обрастает мифами, сюда приходят любители ловить рыбку в мутной воде... Важно, чтобы благотворительность не оказалась окончательно дискредитированной на раннем этапе.
В современной отечественной литературе тема благотворительности до недавнего времени отсутствовала. Представления среднестатистического россиянина об отечественной филантропии - это либо деятельность известных меценатов XIX века, либо созвучная ей традиционная благотворительность - пожертвования Церкви, детским домам и учреждениям культуры, милостыня нищим и опека социально неблагополучных. О том, что в России благотворительность давно переросла эти рамки, использует новейшие технологии и решает разнообразные социальные проблемы, за пределами профессиональных кругов знают единицы.
Книга Сорокиной вышла в рамках издательского проекта «Форум Доноров» (коалиции крупнейших благотворительных, т.е. дающих разнообразные гранты, организаций). Книги «Форума Доноров» адресованы и широкой публике, и специалистам, интересующимся благотворительностью профессионально. Они показывают нам, что в нашем обществе что-то качественно меняется, оно взрослеет. И человек, сделавший какой-то благотворительный взнос, скорее всего, пожертвует своими силами, временем, деньгами еще не один раз.
Благотворители при этом - не антагонисты государства. Они не заменяют его, а реализуют проекты, где необходимо личное участие. Они помогают тем, кто находится в ситуации, до разрешения которых руки у законодателей дойдут скоро, но все же еще не сейчас.
Основы нашей (пост)христианской цивилизации...
В формирующейся ныне культуре благотворительности не всегда можно увидеть ясную христианскую основу. Можно не верить, что ее нет, но она не бросается в глаза. Может быть, это и правильно? Ведь Церковь - не отдел социальных проектов государства. Церковь - это все же Тело Христово, в ней главное - Евхаристия, а не социальная работа. Хорошо, когда каждый христианин поможет ближнему, но Церковь как институт все же предназначена для другого.
Может быть, правильно, что благотворители - даже те, кто делает свое дело именно ради Христа - стараются не «забалтывать» высокие истины, не ссылаться лишний раз на Евангелие, а напоминать о том, что человеку по природе естественно быть неравнодушным?
А может, и наоборот: однажды Господь спросит, почему человек отговаривался пользой, личным интересом и прочим, то есть делал вид, что поступает, как и язычники поступают, вместо свидетельствования о Христе? Не нам судить.
Зато как знать: может, через исполнение заповеди о любви к ближнему многие из тех, кто начинал благотворительную работу по нерелигиозным соображениям, однажды придут в храм - и в Церковь. Ведь «был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:36) - а значит, происходит, пусть неосознанно, встреча со Христом, и вполне вероятно, что с Ним не захочется расставаться...
Продолжение темы следует...