В мире живой книготорговли, или как спасают(-ся) книги
Максима Юрьевича Сизинцова в первом гуманитарном корпусе МГУ знают все. Фото — planeta.ru |
В июне коридоры здания по адресу Ленинские горы, 1, стр. 51 заметно пустеют. Попадаются лишь редкие группы нервничающих студентов ― им сегодня сдавать экзамены. Лето меняет ритм жизни обитателей университета, но книги по-прежнему занимают места в шкафах, на стеллажах и столах. В привычном режиме работает и «Книга Максима».
Лавка «родилась» двадцать лет назад, когда её создатель учился в аспирантуре географического факультета МГУ. По словам Максима, собственное дело в стенах alma mater стало для него жизненным проектом. «Небольших книжных магазинов не так уж и мало, но как бизнес-проект им функционировать трудно, ― объясняет он. ― Наше предприятие, если я отойду от дел, закончит свою работу. И поэтому точнее всего относить этот род деятельности к форме частного промысла».
За двадцать лет лавка меняла расположение в стенах МГУ пять раз, но во всех случаях локация выбиралась вопреки принципам торговли. «Три золотых правила для любого магазина: местоположение, местоположение и местоположение, ― перечисляет Максим. ― Мы всем этим принципам не соответствуем. Во-первых, в университете ограничен проход на территорию, многих останавливает система пропусков. Во-вторых, в учебном заведении очень ярко выражена сезонность: каникулы или сессия, во время которой даже shop-терапия не всегда помогает».
Но университетская среда создала для маленького магазина тепличные условия. Как шутит сам Сизинцов, из незаметного микроорганизма лавка в этих стенах выросла до размеров собаки или кошки. Поэтому переместить лавку в другое место уже не получится. «Маленькие магазинчики, как животные в природе, существуют в привязке к условиям в соответствии с изначально выбранной стратегией, ― подчеркивает книготорговец. ― Если условия радикально меняются, то дело умирает. Например, за пределами МГУ накопившиеся за много лет книги мало кому будут интересны».
Для поиска нужных книг решающими факторами оказываются тесный контакт и личные связи |
«Против течения» ― девиз «Книги Максима». «Не седлать волну, но и не идти ко дну», ― призывает хозяин магазина. Но признаётся, что на деле постоянно находится «между поверхностью воды и дном». Бизнес-схемы уступают место доверительным отношениям с покупателями, а продуманные маркетинговые ходы ― импровизации.
Как домашнее животное, которое начинает со временем походить на своих хозяев, лавка мимикрировала под образ жизни окружающих. Показательная иллюстрация: во время проходившего на филологическом факультете славистического симпозиума с полок были убраны иноязычные книги. «В свою очередь, участники международной конференции увидели, что магазин находится в сложной экономической ситуации и сделали свои "жертвоприношения", ― делится Максим секретами дипломатии. ― Посетители смогли приобрести для себя что-то ценное из специально сформированной коллекции-экспансии от известного гуманитарного издательства без торговой наценки».
Для Максима Юрьевича правило успешного предприятия ― идти против рациональных требований и схем. Часто иррационально ведут себя и покупатели: «Заходят, по обыкновению, девушки, которые смотрят на обитателей полок, как на кошек в приюте. "А есть у вас книги, которые никто никогда не покупал? Мы их берем"».
Для поиска нужных книг решающими факторами оказываются тесный контакт и личные связи. Нередко благодаря найденным продавцом редким книгам рождается крепкая дружба с покупателями, которые давно их искали.
Книгу, которую человек увидел на прилавке, можно не купить, а взять на заметку, а потом найти в электронной версии |
Год назад в Москве был введен торговый сбор для книжных магазинов. Завсегдатаи «Книги Максима» объявили акцию финансовой помощи ― «Донести слово». Нужная сумма, 230 тысяч рублей, была найдена, и лавка осталась на месте.
Как ни странно, наиболее последовательно на отмене этого торгового сбора настаивает директор одной из крупнейших столичных торговых сетей. На взгляд Максима Сизинцова, тревожные предчувствия бизнес-гиганта связаны именно с тем, что могут исчезнуть маленькие магазины. В результате конкуренция снизится незначительно (выручка лавок и крупных сетей несопоставимы), но пропадёт слой книготорговцев, руководствующихся вкусом, а не суммами прибыли
― Если небольших магазинов совсем мало, они перестают формировать издательскую стратегии и на политику редакторов начинают воздействовать крупные торговые сети, ― подчёркивает Максим. ― Жизнь в мире книготорговли дичает, становится всё вульгарнее. Порой даже издательства, выпускающие хорошие научные книги, ведут себя как крупные бизнес-игроки: не производят интеллектуальный продукт, а реализуют товар. Книжный рынок должен быть разнообразным, картина должна быть сложной. Сейчас же, в состоянии кризиса, разница между крупными и маленькими магазинами начинает размываться.
Зато маленькие магазины сегодня могут выполнять функции, которые раньше возлагались на библиотеки. Скажем, книгу, которую человек увидел на прилавке, можно не купить, а взять на заметку, а потом найти в электронной версии. Даже если книжные лавки не приносят больших денег, они «смягчают нравы» читателя, и как следствие ― меняют рынок.
Фото из группы «Книга Максима» во «ВКонтакте»