Первому русскому автомобилю исполнилось 120 лет
14 июля 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый русский серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания конструкции Яковлева и Фрезе.
Автомобиль Фрезе и Яковлева в 1896 году на Нижегородской выставке |
В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей (электрическое зажигание, съёмную головку цилиндра, смазку под давлением), сообщает Calend.ru.
В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства — немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлёк внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину.
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошёл испытания в мае 1896 года, а 14 июля модель была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки.
Машина представляла собой четырёхтактный двигатель с одним горизонтальным цилиндром, который размещался в задней части кузова и развивал мощность 1,5-2 л.с. Для охлаждения цилиндра служила вода, а теплообменниками являлись две латунные ёмкости, размещённые вдоль бортов в задней части машины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как на многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Автомобиль имел двухместный кузов, два тормоза, весил около 300 кг и развивал скорость до 20 км/ч.
Император Николай II при посещении выставки не удостоил новинку вниманием. Тем не менее, Яковлев и Фрезе настойчиво рекламировали свои изделия и продолжали работу над «самодвижущимися экипажами». Однако после смерти Яковлева его завод перешёл в руки другого владельца, который не интересовался автомобилями.
Этот автомобиль стоил 1500 рублей. По тем временам для простых смертных это была неподъёмная сумма. Для примера, рабочий на фабрике получал в месяц 24 рубля, бригадиры и мастера — 50. Сегодня неизвестно, сколько таких авто было выпущено.
На 100-летний юбилей первого русского автомобиля сотрудники газеты «Авторевю» решили собрать его точную копию. Сейчас она стоит в холле редакции газеты. Самое интересное, что машина на ходу и сотрудники даже катались на ней по двору, где была расположена их мастерская.
«Об этом автомобиле ничего не было известно. Мы всё делали по единственной фотографии. На создание авто — от чертежей до окончания сборки — ушло восемь месяцев», — рассказал газете «Метро» сотрудник газеты «Авторевю», один из шести создателей репликара Евгений Бабурин.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале