Арендаторы помещений в Москва-Сити рассказали о своей работе
Крупные корпорации, выкупающие целые башни, владельцы апартаментов и стартапы на 20 квадратных метрах — узнали, кто арендует рабочие места в комплексе небоскрёбов.
История
На участок земли площадью 60 гектаров у реки в районе Пресни, который в итоге стал воплощением амбиций девелоперов, городские власти обратили внимание ещё в 1950-х годах, когда искали площадку для проведения международных выставок. Вскоре здесь появился «Экспоцентр», а промзона по соседству оставалась невостребованной до 1991 года.Идею построить здесь небоскрёбы и назвать деловым районом «Москва-Сити» предложил тогдашнему столичному мэру Юрию Лужкову архитектор Борис Тхор — автор спорткомплекса «Олимпийский» и станции метро «Воробьёвы горы». Лужков посмотрел на парижский Дефанс, район Доклендс в Лондоне и дал добро на «любые смелые решения в режиме „стекло-железобетон“». Коллектив архитекторов под руководством Тхора придумал расположить небоскрёбы в форме подковы: согласно концепции, в центре подковы должны были располагаться парк и транспортная развязка. Всю территорию будущего Сити разделили на 20 участков, а архитекторам каждого небоскрёба дали свободу решений. В итоге из первоначального плана Тхора были построены только два здания — «Башня 2000» на набережной Тараса Шевченко и мост «Багратион».
Строительcтво Москва-Сити, 2000 год |
В 2014 году основным владельцем Сити стала компания Solvers во главе с Олегом Малисом, который планировал сделать деловой центр «гармоничной средой для пребывания» 100 тысяч человек, которые ежедневно бывают в Сити. Для этого он предполагал уменьшить пробки, добавить экологичности, развить зоны стритфуда и избавиться от гуляющего ветра на территории комплекса.
Что Сити даёт Москве
Антон Башкаевархитектор Bjarke Ingels Group (Нью-Йорк)
Подобный комплекс в Москве был неизбежен, но появился, на мой взгляд, преждевременно. Он был заложен в лужковский период, когда Москва только начинала искать свой новый архитектурный язык, а транспортно-пешеходные проблемы города ещё не были осмыслены. На тот момент необходимость в огромном офисном кластере была в основном репутационная. Питаемая финансовой мощью всей страны, Москва воспроизводила подсмотренные у столичных городов развитых стран архитектурные и градостроительные образы, ассоциируемые с экономическим успехом. Подобным воплощением стали небоскрёбы, пронзившие в конце столетия панорамы Лондона, Токио, Гонконга. Высотные бизнес-центры в этих городах становятся производной высокой плотности застройки и дороговизны участков. Они врастают в существующую среду, реагируя на окружение, транспортно-пешеходные связи и сложившиеся видовые точки. Независимо от выбранной архитектурной стилистики здания, следование этим критериям позволяет органично вписать проект в городскую ткань.
Развивающиеся страны пытаются перепрыгнуть промежуточный этап равномерного уплотнения застройки и воспринимают типологию небоскрёба больше символически, нежели практически. В итоге всё начинание уподобляется туземному культу карго, воспроизведённому в дорогостоящем стекле и бетоне. На этом пути формального копирования больше всех преуспели Арабские Эмираты, перещеголяв существующие оригиналы по форме, но подменив содержание. Ещё более буквальным пониманием типологии небоскрёба становится такой проект, как офисный центр в Нигерии, заказчики которого настаивали на непременном выполнении его в форме самца гориллы.
В ныне достраивающемся Сити — как в зеркале с эффектом задержки — проявляются черты предыдущего периода: амбициозность, китч, хаотичность и отсутствие связующей идеи. Москва-Сити является более архитектурным казусом, нежели архитектурным ансамблем. Но в этом замедленном зеркале сквозь два десятилетия отражается и кое-что ещё. В нём отражается вектор в будущее, почти что петровское дерзновение и модернистская система ценностей. В нём отражается стремление к мечте. Москва-Сити становится не только оплеухой здравому смыслу или утончённому вкусу, но и пробуждающей пощёчиной для всех нас. Захватывающая его панорама на секунду сбивает со случайного зрителя морок постмодернистских абстракций, напоминая о настоящей планке для наших архитектурных, градостроительных и экономических амбиций.
Кто и за сколько арендует помещения
Дмитрий Жидковдиректор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci
Совокупная общая площадь офисных площадей в Москва-Сити превышает 900 тысяч квадратных метров. Большая часть из них занята арендаторами. Сегодня доля свободных офисных площадей составляет менее 20%. Уровень вакантных площадей варьируется от 6% (в блоке А комплекса «Башня на Набережной») до 50% (башня «Око» — последняя на сегодняшний день из введённых в эксплуатацию в Сити).
Арендная ставка на офисы в Москва-Сити — от 20 до 30 тысяч рублей за квадратный метр в год. Она может зависеть от площади помещения, его состояния, уровня текущей заполняемости объекта, от того, на каком этаже расположено помещение, так как видовые характеристики всегда играют роль. Разница в стоимости помещения на втором этаже, вид из окна которого упирается в стену соседнего здания, и, условно, на 57 этаже с панорамным видом на столицу может составлять 20-25%. Многое зависит от расположения башни.
Если до кризиса ставки аренды в Москва-Сити были выше средних по рынку, то после 2014 года они снизились и сравнялись со средними показателями. Вместе с тем улучшилась инфраструктура и транспортная доступность кластера — открылись новые станции метро, было введено МКЖД.
Сейчас одни башни заполняются, другие — строятся и выводятся на рынок. Например, на этапе строительства находится Neva Towers. Всего на территории Москва-Сити планируется возвести 22 здания общей площадью 4,5 миллиона квадратных метров. Сколько из них придётся на долю офисной недвижимости — пока неизвестно, как неизвестно и то, всем ли девелоперам удастся воплотить свои планы в жизнь.
Как здесь работается
Максим Серебряныйдиректор клиентского центра IBM
Я прекрасно помню время, когда здесь был пустырь, большая строительная площадка с глубоким котлованом, по дну которого ездили Камазы. Компания IBM стала одним из первых арендаторов, когда здесь не было даже «Старбакса».
Интересно наблюдать, как всё изменилось за десять лет. Теперь это огромный комплекс со всей инфраструктурой, которая только может понадобиться: магазины, кафе и рестораны на любой вкус и бюджет, парикмахерская и почта, фото на документы и химчистка. Естественно, это позволяет сосредотачиваться на работе, а не бегать по округе в поисках необходимого.
У нас в компании гибкий рабочий график — мне необязательно приезжать в офис с самого утра, поэтому больших проблем с пробками для меня нет.
Искандер Эскандаров
барбер в барбершопе Black Beard
Так получилось, что очередной Новый год я праздновал на лестницах этой башни со своим другом. Спустя полтора месяца мне позвонил директор барбершопа и предложил здесь работать. Несмотря на то что в Сити нет ни одной птички, кошки или собаки, всё очень тесно и узко, мне нравится атмосфера. Здесь постоянно бывают тысячи, если не миллионы человек, и я рад, что иногда всё равно вижу одних и тех людей — это создает ощущение базы.
На что, чтобы встать, закрыть дверь, дойти до мусоропровода и выкинуть мусор, спуститься, дойти до МЦК и проехать одну остановку, пройти через башню до места работы, уходит ровно 18 минут. Я многодетный отец, поэтому очень ценю своё время.
Мадина Абаева
руководитель аналитического отдела инвестиционной компании QBF
В Сити удобно работать, потому что за обеденный перерыв можно успеть сделать что угодно. Наш обеденный перерыв длится с 12.30 до 13.30, поэтому мы успеваем выйти раньше основного потока. Здесь можно проработать год и каждый раз обедать в новом месте, а не в одной столовой, как это бывает во многих компаниях. Я выбрала для себя три-четыре любимых места. На первом этаже нашей башни находятся Bamboo Bar и Tutto Bene — это одни из самых пафосных мест, и многие встречи с клиентами назначаются там. Некоторые коллеги пользуются этим временем, чтобы сходить в спортзал. В это же время можно сделать маникюр или купить подарок, если вечером куда-то собираешься.
Олег Сеньков
компания Arenza
Моя компания существует около полутора лет, мы финансируем предпринимателей — помогаем приобретать оборудование. Офис в «Империи» площадью 150 квадратных метров мы заняли с перспективой развития, пока здесь работает шесть человек.
Сергей Киселёв
вице-президент по корпоративным отношениям и коммуникациям JTI
C 2015 года Japan Tobacco International (JTI) занимает пять этажей в «Меркурий Сити Тауэр». В разработке дизайн-проекта офиса участвовало американское архитектурное бюро Skidmore, Owings and Merrill, а в прошлом году наш офис был признан самым комфортным в России (мы получили премию Best Office Awards).
Офисное пространство призвано в первую очередь максимально облегчить коммуникацию между сотрудниками на разных этажах, поэтому большинство рабочих мест расположены вдоль панорамных окон, а посередине здания находятся переговорные с видом на город, гардеробные, кафетерии и лаунж-зоны. Пространство, заполненное светом, и вид на Москву создают атмосферу и настраивают на рабочий процесс.
Глеб Марач
исполнительный директор группы компаний 354
Мы нашли место и придумали концепцию под него, а не наоборот, поэтому этот проект напрямую связан с Сити. Это ресторанный проект в башне «Око» общей площадью более 7,5 тысячи квадратных метров: три ресторана, один из которых зимой превращается в каток, и смотровая площадка.
Здесь много плюсов. Сейчас основная нагрузка приходится на вечер, когда все освободились после работы. Но и дневных посетителей становится всё больше. Я сам провожу здесь практически всё время. За год, который мы занимаемся этим проектом, инфраструктура Сити постепенно обволакивает: потихоньку начинаешь ходить на фитнес, по магазинам и в кино в «Афимолле», мыть машину и пользоваться химчисткой. Здесь удобно находиться, правда не уверен, что удобно жить.
Игорь Бессонов
управляющий партнёр агентства недвижимости M-City
Когда я только начинал работать, мне было интересно, как устроен Сити. Я даже ходил на три обзорные экскурсии. И на каждой из них звучала разная информация — иногда она шла вразрез со здравым смыслом. Например, экскурсоводы говорили, что при строительстве башня «Федерация-Запад» накренилась, и её решили поддержать стилобатом, чтобы она не упала. На моё удивление, люди на экскурсии (в основном не москвичи) этому верили.
Мы помогаем людям решать вопросы, связанные с недвижимостью в Москва-Сити. Конечно, клиенты больше интересуются офисами, чем апартаментами. Мотивация у всех разная. Кто-то хочет большой и светлый офис с панорамным видом, кому-то важнее транспортная доступность, кому-то — просто юридический адрес. Я был удивлён, но оказалось, что это целая сфера бизнеса: большие компании предоставляют в аренду мини-офисы, которые снимают маленькие компании, чтобы получить юридический адрес в Сити. Почему-то в их бизнесе это нужно и престижно.
Помню ещё историю, когда арендовать апартаменты хотела девушка с двумя детьми, которая была замужем за топ-менеджером одной из компаний в Сити. Она понимала, что в Сити с детьми будет не очень комфортно, но ей было важно общаться с мужем. И объясняла своё решение так: «Давайте он будет приезжать к нам на лифте в апартаменты, а не тратить два часа на дорогу».
А в башне «Меркурий» некоторое время назад приобрела апартаменты бабушка. Она считает, что если приобрела жильё в таком модном месте, то к ней будут чаще приезжать внуки. Это невозможно нарочно выдумать.
Как здесь живётся
Екатерина Земскаяамбассадор adidas, владелица апартаментов
С сентября живу здесь, в 90-метровой квартире башни «Око». Это самая крутая инстаквартира в мире: куда ни поставь, всё хорошо. А вечером огоньки в окне складываются во взлётную полосу.
Десять лет я снимала квартиру на Кутузовском проспекте. Но потом все мои подруги уехали на Рублёвку и я тоже уехала за город. Первый месяц было классно, я рассказывала всем своим друзьям, как цветут яблони, вишни и сливы. Идеально — хоть книжку пиши. Но жить на природе — это полуобман, потому что надо ездить в город. С пяти лет я мечтала жить в небоскрёбе, и вот я здесь — в шести километрах от Кремля. И стоят эти апартаменты дешевле однушки где-нибудь на Остоженке.
После я отвечаю на письма и работаю. Я амбассадор adidas — одна из 20 девушек в мире, которые представляют бренд. Но основная занятость не в этом: я занимаюсь разработкой приложений к инвестиционным проектам — делаю story-book для иностранных корпораций и городов. Днём начинаются встречи, которые я назначаю в Сити — зачем куда-то выезжать? Однако я не люблю ходить в рестораны, и те, кто приходит в мою квартиру, понимают почему.
Мне кажется, башня «Око» заселена примерно на 30%. Все соседи очень адекватные. Я ловлю новых соседей в лифте и добавляю в наш чатик в What'sApp — сейчас там где-то 35 человек. Наверняка люди думают, что в Сити сплошь золото-богатство. Но во многих апартаментах «муниципальный ремонт», как мы его называем, — люди въехали и ничего не меняют. Мне кажется, что здесь вообще живут мечтатели. Потому что ты как бы в Москве, но в то же время над Москвой.
Никто не спрашивает мой адрес, а живём мы, если что, на Первом Красногвардейском проезде, 21/1. Но как же круто говорить одно слово: «Сити». Ты нанесён на карту, понятен и тебя не забудут.
Фото: The Village
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале