В эпоху эпидемии некоторые бизнесмены превращают русское культурное наследие в монетизируемый ресурс
Дизайнер Варвара Зенина (слева) в своем ателье. Фото: Артем Локалов |
Об этом сообщает интернет-издание «Родина».
Наталья Никитина, гендиректор Коломенского центра познавательного туризма
Богатая традициями Коломна славится калачами, историческим кафе «Лажечников», пастильной фабрикой и арт-резиденцией. Все это и многое другое состоялось здесь во многом благодаря Наталье Никитиной.
По ее словам, трудные времена Коломне помогает пережить то, что это давно излюбленное место, про город много говорят и пишут: «Нам с нуля строить не приходится, есть и культурные предложения, и объекты показа. Мы укрепляемся и получаем возможность развиваться дальше».
Люди приезжают в Коломну не только как туристы. Есть большой запрос на образовательные программы. Несколько лет назад Наталья Никитина читала курс в Сколкове, после чего слушатели стали приезжать в Коломну и смотреть, как все работает, уже на месте. Последний грант фонда Владимира Потанина, который здесь получили, связан с программой «Коломна — центр социальных инноваций в сфере культуры».
«Мы собираем опыт работы с наследием. И российский, и европейский. И положительный, и, что даже поучительнее, отрицательный», — цитирует издание Никитину.
Она гордится пастилой, производство которой по старинным рецептам удалось восстановить. Этот десерт в красивой упаковке стал одним из самых изящных и стильных русских сувениров. Можно выбрать пастилу, смокву (тонкий яблочный и ягодный мармелад). Разные вкусы, стиль упаковки и цены. От 250 рублей до нескольких тысяч.
Наталья Никитина в кафе Фото: Артем Локалов |
«У маркетологов есть такое понятие, как «сенсорная покупка». Когда люди, даже не зная, что внутри, хотят иметь то, что в коробке», — объясняет Никитина.
Если пастилу можно заказать онлайн, то за калачами приезжают непосредственно в Коломну. Одна из главных фишек «Калачной» — котомка холстинная с «Набором для вольногуляющих». А в ней «пучок сена для сидения на крепостном валу свесив ножки; яблоко антоновское; калач коломенский с гусем; вода (или яблочный сидр); карта коломенского кремля/посада для вольногуляющих; листок из журнала «Общества любителей вольных прогулок».
Все это называют здесь «историей со вкусом». Такое ценят и за рубежом. Например, коломенская пастила попала на прилавки одного из самых известных магазинов мира — лондонского универмага «Harrods».
«Насколько мне известно, принц Чарльз и королева Елизавета пробовали нашу пастилу. Принц Чарльз любит и развивает эко- био-движение. Посол России в Великобритании Александр Яковенко угощал его коломенской пастилой и принц Чарльз заинтересовался», — рассказывает Наталья Никитина.
Даниил Иванов, дизайнер, основатель дизайн-студии Danywood
Мастерская Даниила Иванова и его друга Алексея — на севере Москвы. Здесь они разрабатывают и создают свои уникальные дизайнерские вещи из дерева. Это не только посуда и мебель, но и арт-объекты, композиции, представленные в единственном экземпляре. Даниил и Алексей вдохновляются архитектурой и живописью в стиле русского авангарда. И пытаются воплотить искусство Баухауза в современных формах.
Промзона, где находится мастерская, расположена на месте деревни Лихоборы, где когда-то стоял дом и находилась усадьба Степана Мельникова, отца величайшего русского архитектора Константина Мельникова, творившего в стиле авангард.
Даниил и Алексей в своей мастерской. Фото: Артем Локалов |
Даниил — фотограф, а Алексей — профессиональный промышленный альпинист. Их бизнес начался с того, что Алексей пригласил Даниила помочь спилить огромную березу — так, как это делают специалисты. Из остатков ствола Даниил сделал несколько спилов. Оказалось, это красиво. Но потом спилы растрескались и были сожжены в камине. Этот огонь и вдохновил их на дальнейшее творчество.
«Торцевой спил обладает наиболее красивой текстурой: видна вся структура годичных кеолец. Но особенность спилов в том, что эта структура нестабильна, подвержена сильному растрескиванию. Я — химик по первому образованию и нашел способ сохранить красоту экологичными методами», — объясняет Даниил.
Древесину они берут с Северного Кавказа и только с условием, что деревья не были срублены браконьерским способом. Это важно, отмечают Даниил с Алексеем, так как по-настоящему экологичный процесс не может базироваться на уничтожении природы.
«Мы работаем с уникальными сортами древесины. от кавказского дуба и ясеня, стоимость которых за куб составляет 55-60 тысяч рублей, до зебрано и амаранта — у них цена до полумиллиона за куб», — говорит Даниил.
Первые «деревянные» деньги они заработали с помощью дешевой шлифовальной машинки — сделали кухню себе, а затем и соседям. Потом купили агрегат мощнее. Заработанные средства тратили на новое профессиональное оборудование. И процесс пошел. Так без кредитов удалось построить собственную современную мастерскую.
Фото: Instagram.com/danywoodstore |
«Наш бизнес начался со снимков: все изделия мы сами могли отлично и профессионально сфотографировать. Затем сделали лаконичный и стильный сайт — тут нам помог друг. Сайт заметила крупная японская компания и предложила попробовать их оборудование совершенно бесплатно. Это была уникальная возможность познакомиться с настоящим профессиональным инструментом, о существовании которого до тех пор мы не имели понятия. Затем про нас узнали в представительстве крупной немецкой компании в Москве — и мы давали мастер-класс по работе с деревом. Теперь мы сотрудничаем со многими известными брендами. Зарубежные компании здесь боролись за будущего клиента. Ни одного подобного предложения от российской компании мы не получили», — рассказывает Даниил.
Благодаря ограничениям из-за коронавируса и появившемуся времени, Даниил и Алексей занялись 3D-модулированием: «Эта технология делит нашу историю на «до» и «после». Несмотря на то, что упал покупательский спрос и практически исчезли заказы от ресторанов, мы открыли новые возможности: это работа с новыми материалами — стеклом, фарфором. И 3D-моделированеие, конечно. Это технология будущего. Так что, несмотря на кризис, смотрим вперед с оптимизмом».
В этом году у них появился второй магазин в Москве. В следующем планируется открытие еще двух в городах России и одного в Европе.
Варвара Зенина, дизайнер, основатель бренда русской одежды «Varvara Zenina»
Варвара Зенина — специалист по русскому фольклору и по русскому костюму. Его шьют в мастерской Варвары в бывших цехах московского Электрозавода.
«Русская одежда — сфера моего профессионального интереса. Родом я из Сибири, там и состоялись первые фольклорные экспедиции. Подлинная традиция в корне меняет ценности и представления человека о жизни, о том, что нужно делать. Сегодня наша команда сформировалась именно из тех людей, которые эти ценности разделяют. Даже стороннему фрилансеру или человеку иной культуры, невозможно обойти «погружение», нам важно иметь общие точки опоры, для нас это подлинность во всем», — рассказывает Варвара.
Дизайнер Варвара Зенина в своем ателье. Фото: Артем Локалов |
Бизнесом традиционная русская одежда стала пять лет назад. До этого у Варвары было ателье, где делали костюмы для фолк-ансамблей, театра и кино. Варвара говорит, что на идею о создании бренда русской одежды повлияли события на Майдане в Киеве в 2014-м. Но не только это: «Поиск собственной идентичности в России всегда проявляется в смутные времена. Нам в постсоветское время русская одежда была непонятна. Оставались сценические формы — какие-нибудь картузы с розами. Рубахи с золотыми цветочными аппликациями. Нормальный человек не может ходить в этом в обычной жизни. Иного рынок не предлагал».
В 2015 году Варвара сшила первую партию традиционных русских рубах — косовороток. Так она стала дизайнером своего бренда мужской одежды. «Varvara Zenina. Одежда с традиционным характером», позже — «актуальная русская одежда» для всех.
По словам Варвары Зениной, русскость, как и веру в Бога, нельзя отнять: «Каждый год для нас локомотивом выступают разные вещи: западная мода на русское, импортозамещение, внутренний всплеск интереса к дизайнерской одежде, поиск идентичности… Этот год для всех непростой, но я говорю не для того, чтобы поплакаться, как бедному малому бизнесу тяжело. Нет, я умею делать свое дело и понимаю в этом свою миссию. Считаю, что именно я должна это делать… И делаю».
Зенина добавляет, что как швейное предприятие в эпоху эпидемии, они вынуждены были шить маски. Это тоже повлияло на работу: «У нас был кассовый разрыв, за аренду помещения скидок не делали, а платить, ничего не производя, невозможно. Мы работали, в том числе, с детскими государственными учреждениями, с постоплатной системой платежей, но в Москве по сей день наложен мораторий на их осуществление. А еще в этом году у нас случился потоп. С Божией помощью, благодаря людям вокруг нас, мы справились и с этим».
Фото: Instagram.com/varvarazenina |
По словам предпринимателя, «Varvara Zenina» — популярный бренд, его стиль копируют. И сейчас Варвара уже не обращает внимания на это и отмечает, что уверенности придает то, что можно украсть все, кроме головы, которая создает новые идеи: «Все никогда не будут носить косоворотки. Мы живем в современном мире. Но русский человек должен знать, что это такое, а не поднимать удивленно брови, услышав «косоворотка». Прелесть нашего времени в том, что человеку можно все. Но именно это и отражает глубину понимания разных вопросов и систему ценностей.