«Пламя», которое не погасло
Фото: Facebook Татьяны Макаровой |
Их жизнь на острове сама казалась увлекательным романом: он преподавал математику, она писала в русскоязычные издания статьи об экзотической туземной жизни, художественные рассказы и водила экскурсии на сегвее для туристов.
Много путешествовали, увлекались экстремальными видами спорта: забирались на Килиманджаро, ныряли с аквалангом ― недавно получили удостоверение дайверов 3-й степени, что позволило им погружаться на 60 метров. Именно на этой глубине была подводная пещера, которую Таня и Лёша вместе с инструктором-французом отправились исследовать 22 апреля. На поверхность все трое так и не поднялись…
Редакция интернет-журнала «Татьянин день» выражает соболезнования родным и близким пары и публикует рецензию Евгении Косолаповой на роман «Пламя» ― с надеждой, что вскоре он будет напечатан и Танина последняя мечта осуществится.
Фото: Facebook Татьяны Макаровой |
Главные герои романа Татьяны Макаровой «Пламя», подростки Елена и Артур, находятся в постоянном поиске себя и живут, на первый взгляд, обычной жизнью. Несмотря на кажущуюся сложность характеров, они могли бы быть вашими соседями: каждый из нас порой задаёт себе вопросы: «Как дальше жить?», «Что сделать, чтобы мир стал лучше?», «В чём счастье?» Каждый из нас хочет быть счастливым, понимая счастье по-своему.
В погоне за материальным благосостоянием Елена, девушка из бедной семьи, оставляет своего возлюбленного Артура и переезжает в Европу. Пройдя через неудачный брак и случайные связи, она возвращается в Россию, обретя богатство, но не смысл жизни. Мытарства и странствия Елены по всему миру в поисках, на самом деле, счастья и любви ― это путь инициации, путь борьбы и принятия сильной, но противоречивой личности. В её рассуждениях много боли раненой волчицы, которая нападает из-за того, что попросту не научилась жить не только ради себя, не научилась любить мир и людей. Отсюда цинизм и неудовлетворенность собственным бытием, вполне удачным с точки зрения обывателя. Во время второй встречи с Артуром, спустя десять лет, она смягчается и обретает настоящую гармонию. К сожалению, ненадолго: спустя пару месяцев Артур умирает.
Артур изначально представлен как более цельная фигура, но не лишён внутреннего раскола: мир вокруг совершенно не соответствует его романтическим идеалам, выстроенным на представлениях из классической литературы. Однолюб по натуре, он не может забыть Лену и ждёт её десять лет. При этом герой не оставляет попыток изменить Вселенную к лучшему: пытается заниматься благотворительностью, вступает в почти фиктивный брак с одноклассницей Катей, которая не встает с инвалидного кресла. Всё это не приносит настоящего удовлетворения, тени которого он достигает лишь по ночам, когда пишет стихи, посвящённые Елене. Их случайная встреча спустя десять лет после расставания наполняет жизнь Артура смыслом: умирает он тихо и спокойно, во сне, достигнув просветления, к которому шёл. Судьба Лены ― вопрос открытый.
Татьяна Макарова. Фото Дарьи Ганиевой |
Роман написан в жанре магического реализма, который ярко проявляется во вставных сюжетах, притчах и сказках, органично переплетающихся с повествованием. Внутренние монологи героев метафорически представлены в форме снов и потусторонних видений. В то же время произведение воссоздает целостную картину эпохи 90-х ― 2000-х в России, описывает реальные события и их отражение в публицистике. В редакторском послесловии указан «жанр в жанре» ― это биография Елены.
«Пламя» подразумевает большое количество подводных течений, которые обогащают роман: тут отсылки и к Борису Виану, и к латиноамериканскому магическому реализму (Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсиа Маркес), и к русской классической литературе. Однако и для тех, кто не хочет углубляться в интеллектуальные дебри, «Пламя» станет интересным и умным собеседником, который расскажет о жизни каждого из нас.