Страна большой нелюбви
В маленькой деревянной часовне, где можно набрать святой воды, сидит вежливая бабушка, которая вам скажет, что фотографировать нельзя.
Лестница к главному храму перегорожена с двух сторон, и туда могут зайти только монахини. Я понимаю, что храм нужно убирать, что сёстрам нужно помолиться и приготовиться к службе, но монастырь находится в самом центре города. Там много туристов, которые тоже видят эти таблички и не могут зайти в храм.
Недавно мы были на родительском собрании будущих первоклассников, и первое, о чём сказали на собрании, ― о запрете родителям входить в здание школы за своими детьми. Папы и мамы ждут снаружи, пока толпа первоклассников сама оденется и выйдет.
В результате запрет становится главным впечатлением от собрания.
Фото: Ptitza.livejournal.com |
Учителя, чиновники, начальники, представители Церкви, родители в России чаще всего ждут от детей, подчинённых или посетителей только одного правильного ответа.
В монастыре нельзя снимать, в школе ― разговаривать, в помещении, где сидят чиновники, ― получить ответ на свой вопрос.
В России человек постоянно чувствует, что он кому-то мешает: монахиням, которые спасаются среди туристов, учителям, которые сразу рассказывают про то, что родителям делать нельзя, а потом удивляются, почему папы и мамы не очень хотят помочь школе, чиновникам, которые забывают о том, что выдача справки ― это их обязанность, а не наказание свыше.
Вот как о системе тотальных запретов писали в конце 20-х годов прошлого столетия Илья Ильф и Евгений Петров:
«О заградительных надписях можно было бы написать целую книгу, но это в планы авторов сейчас не входит.
Надписи эти бывают двух родов: прямые и косвенные.
К прямым можно отнести: "Вход воспрещается", "Посторонним лицам вход воспрещается" и "Хода нет". Такие надписи иной раз вывешиваются на дверях учреждений, особенно усиленно посещаемых публикой.
Косвенные надписи наиболее губительны. Они не запрещают вход, но редкий смельчак рискнёт всё-таки воспользоваться правом входа. Вот они, эти позорные надписи: "Без доклада не входить", "Приёма нет", "Своим посещением ты мешаешь занятому человеку" и "Береги чужое время"».
Конечно, запретительные таблички или рисунки есть везде, но у нас в стране любое начальство просто обожает заборы и запреты. Публицист Дмитрий Соколов-Митрич недавно писал, почему он почти не путешествует на велосипеде по России, предпочитая Западную Европу: «Представьте себе, что вы проехали 50 километров по дороге, которая на карте добросовестно соединяет пункт А с пунктом Б, и упёрлись в свеженький забор, который ни объехать, ни перепрыгнуть. В семь часов вечера.
… Заборы ― это унижение. Даже если забор ничего не перегораживает, а просто тянется на протяжении 5 километров вдоль дороги, незаконно не подпуская тебя к берегу озера. Нет никакой радости ехать по земле, оккупированной жлобами, которые тебе постоянно напоминают о своём существовании».
У нас в стране слишком много земли, «оккупированной жлобами», из-за которых человек постоянно чувствует, что он живёт в стране «большой нелюбви».
Исправить эту ситуацию очень легко. Переделайте категорические запреты в вежливые просьбы.
Фото: Pikabu.ru |
Напишите: «Просим вас не открывать холодильник/не снимать в часовне без разрешения сотрудника монастыря». И объясните бабушке, что фото, сделанное на телефон или «мыльницу», не нанесёт ущерба вашему монастырю, зато оставит приятное впечатление от поездки.
Сделайте объявление: «Дорогие друзья, наш храм закрыт каждый день в такое-то время. Нам нужно подготовиться к службе, мы сожалеем, что вы не смогли его посмотреть и помолиться в нём». Поставьте табличку с текстом перед лестницей, поместите объявление на сайте.
Расскажите родителям, почему их не пускают в школу. Только не вспоминайте террористов ― террорист легко проникнет в любую школу, а вот папам и мамам придётся мокнуть под дождём или снегом в ожидании ребёнка. Поговорите с подчинёнными, назовите их по имени, не печатайте в это время на компьютере. У людей вырастут крылья, и они начнут работать и сотрудничать, а не сожалеть о том, что приехали к вам в монастырь, в школу или работают с вами в одной организации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции