«Живое предание»: стоять до конца
Эта книга может найти отклик далеко за пределами церковной среды. Её популярность вызвана как увлекательными, почти детективными сюжетами, оторваться от которых невозможно, так и искренней и доверительной интонацией, с которой автор рассказывает о подвижниках XX века. Очевидна документальная ценность материала: включённые в повествование архивные источники, редкие фотографии, фрагменты из личных дневников дополняют и углубляют свидетельства непосредственных очевидцев.
Десять рассказчиков делятся впечатлениями от встреч с подвижниками. Саратов и Иерусалим, Париж и Москва, Афон и Крествуд ― почти на всех континентах в ХХ веке шла жизнь, параллельная официальной идеологии. После революции герои книги «опекали» заброшенные православные храмы на территориях других стран, а позже и разрушенные ― на родине.
В сборнике невозможно выделить наиболее яркие рассказы: каждый человек заслуживает внимания. О прославленных Церковью святых говорят знавшие их современники, и каждая встреча оборачивается уроком, своеобразным «духовным мастер-классом». Для героев книги характерны неизменные «легкость отдачи и помощь в беде» ― проявлять героизм и мужество при недружественных режимах приходилось постоянно. Например, в хрущёвское время немногие могли открыто заявить о своей вере, а уж положить партбилет на стол ради тестя-священника ― тем более. Но мужество и благородство, свидетельствуют рассказчики, встречалось среди самых разных людей: «Соседи знали о том, что мы ― верующие. Один из них, военный инженер-строитель, партийный, к нам никогда не заходил, чтобы в случае, если спросят о нас, мог бы честно сказать: "Не знаю"». И таких эпизодов книге очень много. «Потрясающие люди были и в советское время», ― отмечает одна из рассказчиц.
Протоиерей Тихон Пелих |
Святитель Лука, архиепископ Крымский, воплощал собой принцип уважительного отношения к любой вере, а также утверждение, что вера ― это образ жизни. «Лука ― хороший врач и добрый человек, какое благо он делает для нашей семьи. Мне же было гораздо важнее, что мы едем в Ялту, и там есть море, есть пальмы…», ― делится воспоминаниями филолог Анна Николаевна Гаранкина, уже 45 лет работающая в Ялтинском историко-литературном музее. Оттого ли в её словахможно расслышать некоторую горечь, что осознание масштаба человека, с которым близко общался, пришло слишком поздно? Но память о подаренной владыкой дефицитной кукле и других проявлениях его заботы и любви сохранилась на всю жизнь.
Жемчужина книги ― главы, рассказывающие о святых старцах. Многое кажется странным для мирянина: старец Гавриил «выносил гроб, ложился в него и пел грузинские народные или полуоперные песни». Непостижимо и умение старцев объяснить все одним предложением: «Какие мы птички, такая у нас и клетка», «Сколько любви, столько и крыльев», «В духовной жизни "незначительных" вопросов нет», «Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один». Их прозорливость поражала рассказчиков не столько точностью исполнения, сколько тем, что чрезвычайно важное произносилось «в шутку».
А бывает и так, что святости достиг один из твоих родителей. Екатерина Тихоновна Кречетова рассказывает о своём отце ― протоиерее Тихоне Пелихе, «пастыре добром, смиренном», ― что рядом с ним ходил ангел, а встреча с будущей женой была полна чудес. Для рассказчиков, в то время находившихся в детском возрасте, это был «замечательный мир, его центром были верующие люди». Но для самих старших каждый день становился преодолением. Судьба избравшего такой путь напоминала шпионский роман: тайный постриг или рукоположение, светская работа днем, вечером ― богослужения в маленькой квартирке, гонения, ссылки и тюрьмы.
Игумения Мария (Робинсон) |
Непременными спутниками подвижников были страдания: вслед внучке с дедушкой-священником «улюлюкали, плевали, бросали камни». Такие оскорбления подвижники советского времени терпели всю жизнь. Но ради чего, Кого? «Живое предание» подводит нас к ответу.
Книга Александры Никифоровой ― многоголосье, вовлекающее читателя в беседу. Разность судеб и характеров святителя Луки (Войно-Ясенецкого), монахинь Иулиании и Марии, русских старцев XX столетия и приходских протоиереев не препятствует выстраиванию единого сюжета: что значит быть настоящим человеком. «Живое предание» ― напоминание о том, как оставаться людьми при любых обстоятельствах и вопреки всему приблизиться к Богу.
Книга предоставлена для обзора издательством «Никея»