Такие разные журналисты: мастер-классы на фестивале в Домжуре
Около половины слушателей на каждом мероприятии составили студенты факультета журналистики МГУ. Как потом признались многие из них, мастер-классы стали дополнением к университетской программе. Каждый из пяти выступавших рассказал о специфике своей работы и перечислил главные навыки, которыми должен обладать современный журналист.
«Илиада» или практика?
Если вам говорят, что на телевидение берут только тех, у кого есть «тридцатилетний опыт работы и триста публикаций», не надо сдаваться. Главное, как рассказала 8 ноября на своем мастер-классе «Старт карьеры. Что важнее ― стремление или опыт? + особенности работы в ток-шоу» корреспондент Первого канала Ева Андрейчук, ― это настойчивость и «горящие» глаза, с которыми она приехала покорять Москву из Челябинска. И ведь покорила!
Фото: Journfest.ru |
Тем, кто хочет преуспеть в профессии своей мечты, Ева дала несколько советов.
• Опережать конкурентов на один шаг. Часто для этого приходится чуть ли не похищать различных героев программ, но при этом наглость, как считает ведущая, должна быть умеренной. То есть переманить гостя ― нормально, а вот устраивать драку за право снять его первым ― нет.
• Быть грамотным и не писать слово «орфоэпия» через букву «а».
• С одной стороны, не быть циничным и равнодушным к другим людям, а с другой ― не воспринимать их проблемы как свои личные и не «сгорать» из-за них: «Иначе в тридцать лет поседеешь».
― Античная литература ― это, конечно, хорошо, но практика важнее, ― сказала Ева первокурсникам журфака МГУ. Поэтому ведущая порекомендовала им размышлять о том, где проходить практику, уже сейчас.
Творить в ожидании музы
― Пять!
― Десять!
― Кто больше?
― Пятнадцать!
― Двадцать?
― Продано девушке за двадцать? ― пошутил модератор.
― Нет, продано девушке за пять, ― покачал головой Роман Серебряный, секретарь Союза журналистов России и руководитель различных творческих программ. 9 ноября он выступил с мастер-классом «Актуальные форматы создания медиаконтента».
Этот диалог ― не торг на аукционе, а обсуждение, сколько вопросов для интервью лучше всего подготовить заранее. Как позже объяснил Роман, такое количество, во-первых, дает большие возможности для импровизации, а во-вторых, делает интервью живее.
Рассказывая о своей работе в деталях, ведущий мастер-класса продемонстрировал гаджеты, которыми пользуется при создании материалов. Это телефон с хорошей камерой, диктофоном и полезными приложениями, складная селфи-палка (к ней приделывается маленький треножник ― получается штатив), портативный стабилизатор, ноутбук и дрон для съемки с воздуха. Этот набор вполне умещается в рюкзак и позволяет создавать сюжеты быстрее команды телевизионщиков.
Фото: Journfest.ru |
― Однажды мы с репортерами приехали делать материал о производстве на завод в Адыгее, где варят сыр. Если коротко, процесс заключается в том, что бородатые мужчины мешают в чанах швабрами молоко. Телевизионщики долго снимали, к вечеру, наверное, сюжет был готов. А у меня все было готово к выходу из помещения. В одну минуту я уместил все, что хотел, и получился ролик для интернет-СМИ. Вы должны заранее придумать, как все лучше преподнести. Если мы говорим о соцсетях, то понятно, что 10-минутный ролик смотреть никто не будет. Какой у нас хронометраж в Инстаграме? Минута. Моя задача ― уложить сюжет в минуту. Я снимал весь процесс в приложении Hyperlapse, которое позволяет после съемки определить, с какой скоростью будет воспроизводиться это видео, и ужал его в нужный хронометраж. Пока все внизу пробовали сыр, я, спускаясь по лестнице, наложил музыку и наговорил закадровый текст. И не забыл красиво объяснить, что швабры, которыми мужчины мешают сыр, ― особые, специально сертифицированные, французские. Чтобы зрители не волновались.
― Чем меньше вы говорите своему собеседнику во время интервью «угу, следующий вопрос», тем лучше. Иначе ему покажется, что вы его не слушаете. А еще не стоит задавать ему два вопроса начинающего журналиста: «Какие у вас творческие планы» и «Ну, что бы мне у вас такого интересного спросить?»
Роман советует: «Когда стоит вопрос, что купить ― дорогой фотоаппарат, технику ― лучше вложиться в хороший смартфон, это будет гораздо эффективней», ― ведь, по его словам, журналистика почти полностью перешла в Интернет.
За время выступления журналист дал слушателям такие советы:
• Видео доминирует, лучше всего создавать контент именно в этом формате, причем по длительности ― от минуты до трех.
• В каждой соцсети своя аудитория и возможности. Поэтому не надо размещать везде один и тот же материал ― его нужно менять в зависимости от платформы.
• Лонгриды ― пока не умирающий жанр, поэтому стоит научиться их писать. Этот навык пригодится во всех СМИ, ведь лонгриды совмещают в себе почти все модули журналистики. В то же время надо писать не только много, но и кратко. Поэтому стоит научиться создавать и рерайтить короткие заметки.
• Можно написать обычный текст. А можно наполнить его цифрами, и тогда читать его станет интересно.
• Необходимо быть креативным даже тогда, когда «муза не прилетела». Это вопрос воли.
Голы, очки… искусство, или как спортивному журналисту подружиться с Фабио Капелло
У вас в детстве была тетрадка, куда вы записывали результаты каждого футбольного матча? 10 ноября мастер-класс на тему «Спортивная журналистика сегодня» провел человек, у которого таких тетрадок было несколько. Тимур Ганеев, заместитель редактора отдела «Спорт» газеты «Известия», в детстве всерьез думал о карьере футболиста. Этому положила конец серьезная травма, после которой профессиональные тренировки стали невозможны. Однако Тимур так любил футбол, что решил: он все равно будет работать в сфере спорта. И стал спортивным журналистом.
Фото: Journfest.ru |
На своем мастер-классе Тимур перечислил качества хорошего спортивного журналиста:
• Он любит тот вид спорта, про который пишет. Например, сам Тимур увлекается не только футболом, но и баскетболом и может рассказать обо всех игроках 80-х годов прошлого века и их взаимоотношениях друг с другом.
• Хорошо выглядит. Часто журналисты, по мнению Тимура, выглядят просто отвратительно: растянутые коленки, помятые рубашки, общий неопрятный вид. Все это сильно отталкивает. Есть стереотип, что в США свободный стиль одежды, каждый носит, что хочет. На самом деле там практически все журналисты, особенно мужчины, одеты с иголочки, а многие все время ходят в пиджаках.
• Он знает языки ― как минимум английский, а в идеале еще и испанский: «Тогда перед вами в прямом смысле будут открыты все двери. Когда вы приедете и увидите спортсменов, легенд еще из детства, вы с ними сможете пообщаться, а не просто помахать им рукой и сказать привет».
• Не «блеет перед спикерами». Необходимо быть с ними на равных, ведь для спортсменов очень важен их рейтинг в СМИ: «Они зависят от вас, ровно как вы от них. Не надо, чтобы у вас рука дрожала, когда будете с ними общаться. Они должны видеть, что вы их не боитесь».
• Он дружит с инсайдерами, внутренними источниками информации. Это спортсмены, их агенты, работники спортивного клуба и многие другие, кто постоянно снабжает журналиста информацией. Тем не менее, все сведения, которые они предоставляют, необходимо перепроверять.
Оперативность инсайдеров бывает такой высокой, что часто Тимур знает, в какой клуб подумывает перейти тот или иной игрок, когда тот еще практически не начал переговоры. Для того чтобы ближе сдружиться с информаторами, Ганеев советует быть разносторонним человеком ― постоянно что-то читать, изучать, исследовать. Например, ему часто соглашался давать эксклюзивные интервью сам Фабио Капелло потому, что нашел в журналисте интересного собеседника, который прекрасно разбирается в живописи.
Работа ― писать о странностях
― Один из вас сегодня ночью идет на кладбище, другой ездит вместе с пожарной бригадой и фиксирует все, что происходит, а кто-то третий будет перемещаться с машиной скорой помощи и тоже об этом пишет.
Наверняка многие выбрали бы скорую помощь. Вот и Лев Рыжков, репортер агентства «Спутник», когда получил такое задание в начале карьеры от руководителя издания, тоже не хотел идти на кладбище. А пришлось, потому что вытянул короткую спичку, когда кидали жребий. Об этом он поведал 11 ноября на мастер-классе «Репортаж без скуки».
Фото: Journfest.ru |
― К утру у меня был исписан целый блокнот. Я ходил по кладбищу вместе с милицейским патрулем, с которым вступили в стычку хулиганы. Один даже схватил меня и начал душить… Потом я побеседовал с бродягами ― они охраняли могилы криминальных авторитетов от вандалов. Это была потрясающая ночь! Благодаря такому сумасшедшему руководителю, я и научился основным принципам написания репортажа.
Во-первых, собственное «я» в репортаже важнее всего, именно оно интересно аудитории. Во-вторых, рассказывать читателям нужно так же, как родителям ― простым языком и с любопытными деталями. И в-третьих, текст должен представлять собой сложный микс из впечатлений. Кроме того, если не удалось взять комментарий, например, у Стаса Михайлова, не нужно об этом писать прямо. Гораздо лучше рассказать, почему это не получилось и что вам пришлось пережить до того, как вы получили отказ.
― Репортаж ― это то, что пишется быстро, иначе он теряет актуальность. А когда что-то пишется быстро, постоянно сталкиваешься с недоработками, неточностями или иными ошибками. И поэтому всем репортерам обязательно бывает стыдно за свой материал, ― улыбнулся Лев.
Он пошутил, что многие считают репортеров чуть выше уборщиков в журналистской иерархии, хотя на самом деле немало знаменитых писателей начинало свою карьеру именно с этой профессии. Зачастую их рост произошел потому, что они обладали качествами хороших репортеров. Рыжков перечислил три правила, которые должен соблюдать автор интересных текстов.
• Знать, о чем писать, и тратить хотя бы пять минут на то, чтобы найти информацию о мероприятии, которое вы собираетесь посетить, и о людях, которые там будут.
• Искать странности, сканировать взглядом все, что только можно, иметь интерес ко всему и особенно ― к деталям. Именно детали делают репортаж интересным и живым.
• Не надо уделять 100% внимания тому, что будут говорить спикеры на мероприятии. Это будет в большинстве пост-релизов. Лучше расскажите им о необычных деталях.
На своем мастер-классе Лев Рыжков рассказал немало историй о том, как он писал репортажи. Разбитый нос рок-музыканта, маньяк, которого полиция держала на свободе, бродяга, свободно прошедший на VIP-вечеринку в Краснодаре, эстонский чиновник, прятавшийся от Льва, ― да, профессия репортера не для слабонервных, но с ней точно не заскучаешь!
Быть живым в прямом эфире
Какой мышцей телеведущему необходимо владеть в совершенстве? Той, которая отвечает за улыбку, считает Иван Базанов, журналист канала «Москва 24». Потому что если в прямом эфире что-то начинает идти не так, единственный способ выкрутиться ― сразу же включить самоиронию и пошутить над своей ошибкой, иначе «над ней посмеются другие, и уже не по-доброму».
Мастер-класс Базанова «Особенности работы в прямом эфире» стал последним в рамках телефестиваля «Профессия ― журналист». Ведущий рассказал, как быть живым и говорить с аудиторией на ее языке, без малопонятных терминов.
В прямом эфире не стоит произносить что-то вроде «в данный момент пожар находится на стадии локализации, в очаг возгорания отправлено 30 единиц техники или пожарных расчетов», ведь большинство зрителей не знают точно, что представляют собой эти единицы. Гораздо лучше рассказать, что вертолет за вашей спиной сбрасывает воду на место пожара, которую он только что набрал на соседнем водохранилище, и вот он уже на наших глазах в третий раз подлетает, но ему не удается потушить пламя.
Фото: Journfest.ru |
Иван Базанов посоветовал начинающим журналистам быть настойчивыми: не надо ждать, когда пригласят, дадут микрофон и отправят с группой на съемки. Надо самому идти, искать, просить. Но журналисту прямого эфира необходима постоянная работа над собой и следующие навыки:
• Уметь говорить со зрителем без суфлера и бумажки, не подглядывать в них (иначе это говорит о незнании происходящего). Зрители доверяют корреспонденту, который смотрит в камеру.
• «Надо быть уверенным, что ты уверен в себе».
• Весь прямой эфир ― сплошная импровизация. Нельзя расслабляться ни на секунду и чуть что ― включать улыбку :)
• Полезно регулярно выходить в прямой эфир в соцсетях и пересматривать потом себя со стороны.
• Ведущего не учат четкой дикции. Она должна быть у него уже к тому моменту, когда ему предложат работу.
У студентов, которые посетили мастер-классы телефестиваля, заинтересованность в профессии заметно повысилась.
― Пять мастер-классов позади, ― подвёл итог один из студентов факультета журналистики МГУ. ― От них осталось столько же постов в соцсетях, около восьми часов аудиозаписей и 73 фотографии, а посещение этих мероприятий стоило мне минус двух баллов по миржуру (применяю правило Романа Серебряного и привожу больше цифр). Пока слушал журналистов, исписал целый блокнот, словно Лев Рыжков после ночи на кладбище. По рекомендации Евы Андрейчук задумался над тем, где хочу пройти практику этим летом, и уже расставил приоритеты. Надо только быть более настойчивым в реализации своих целей, как научил нас Иван Базанов. Также я последовал совету Тимура Ганеева использовать любую возможность для саморазвития, поэтому сходил на все мастер-классы в рамках телефестиваля.