В храме «Большое Вознесение» прошла панихида по юнкерам, погибшим в 1917 году
«Когда в Петрограде Временное правительство было свергнуто и к власти пришли большевики, здесь, в Москве, городские власти попытались оказать сопротивление и организовали бои за то правительство, которое в самой столице было уже свергнуто, — напомнил в слове после Божественной литургии клирик храма, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин. — В этих боях, защищая Кремль от полков, присягнувших уже Петроградскому совету, воевали молодые люди. Всего их было несколько тысяч, и несколько сотен из них в этих боях погибли».
По его словам, Россия после отречения императора была обречена на смуту и гражданскую войну, и молодые люди пали жертвой уже начинавшейся междоусобицы. В те самые дни, когда на улицах вокруг Кремля шли бои, в городе находились тысячи офицеров, которые в боях не участвовали, — «не хотели быть участниками кровопролития, которое казалось уже бессмысленным», напомнил отец Владислав. «Понятно, что если бы эти офицеры с оружием в руках приняли участие в боях, они бы закончилось победой тех, кого бы возглавили опытные военные...», — подчеркнул священник, слова которого приводит агентство «Благовест-инфо».
Большевистский мятеж в Москве начался 25 октября (7 ноября) 1917 года, а вечером 27 октября (9 ноября) в городе поднялась стрельба и развернулись уличные столкновения. По свидетельствам очевидцев, на площади Никитских ворот, прямо у стен храма шли особенно тяжелые бои между юнкерами, защищавшими Временное правительство, и большевиками. В течение нескольких дней площадь переходила от одних к другим. Центром «контрреволюционного» сопротивления был кинотеатр «Унион», впоследствии известный москвичам как «Кинотеатр повторного фильма». По зданиям, находящимся на площади, била артиллерия, некоторые были разрушены почти до основания. Кровопролитные бои прекратились только 3 (19) ноября, после приказа о капитуляции правительственного гарнизона.
На 13 (26) ноября было назначено погребение жертв «октябрьских» дней. Большевиков хоронили без отпевания, в красных гробах, на Красной Площади у кремлёвской стены. Родители павших защитников Временного правительства обратились к Собору с просьбой об отпевании и погребении их сыновей. Накануне, 12 (25) ноября, Патриарх Тихон назначил отпевание в храме Вознесения Господня у Никитских ворот.
Погибших было много, Москва до этого не видела подобных отпеваний. В храме Вознесения впервые происходило такое многолюдное прощание.
Вот как вспоминает об этом трагическом дне митрополит Евлогий (Георгиевский):
«Помню тяжелую картину этого отпевания. Рядами стоят открытые гробы… Весь храм заставлен ими, только в середине — проход. А в гробах покоятся, словно срезанные цветы, молодые, красивые, только что расцветающие жизни: юнкера, студенты… У дорогих останков толпятся матери, сестры, невесты… много венков, много цветов… Невиданная, трагическая картина. Я был потрясён... В надгробном слове я указал на злую иронию судьбы: молодёжь, которая домогалась политической свободы, так горячо и жертвенно за неё боролась, готова была даже на акты террора, — пала жертвой осуществившейся мечты…
Похороны были в ужасную погоду. Ветер, мокрый снег, слякоть… Все прилегающие к церкви улицы были забиты народом. Это были народные похороны. Гробы несли на руках добровольцы из толпы. Большевики в те дни ещё не смели вмешиваться в церковную жизнь и не могли запрещать своим противникам изъявлений сочувствия и политических симпатий».
Под впечатлением от увиденного поэт и музыкант Александр Вертинский написал песню «То, что я должен сказать».
Этот день, вошедший в историю Москвы как «Похороны юнкеров», является также днем памяти обо всех учащихся военных юнкерских и кадетских училищ, студентах и гимназистах, погибших в Москве с 26 октября (8 ноября) по 3 (16) ноября 1917 года.
Фото Михаила Ерёмина
Подробнее о роли студентов в событиях 1917 года читайте в проекте «Студенты революции»