Домохозяйки с дипломом. Как после университета не превратиться в «клушу»

Говорят, домохозяйками не рождаются. Перед нами ― две женщины, две истории с похожим началом и разным продолжением. Обе с высшим образованием, обе мамы: одна ― двух детей, вторая ― четырех. Обе сидят дома, но взгляды на мир у них совершенно разные.
 

Ольга, 43 года; двое детей: Юля, 19 лет, Вика, 10 лет.

Ольга ― не простая домохозяйка. Кроме обычных для сидящей дома женщины дел у нее есть и другие… для себя. Она ходит на уроки английского, успевает посетить спортзал, занимается рукоделием не только для удовольствия, но и по заказу, на продажу. Ее красочные пиньяты известны на весь район, а вязаные зайчики обошли Рунет.

― Мои хобби ― своеобразное отключение от внешнего мира, ― говорит Ольга. ― У меня нет возможности отдохнуть от семейных забот, как это делают работающие люди, сидя в офисе, поэтому приходится придумывать интересные занятия.

При этом времени у нее хватает время и на мужа, и на домашнюю рутину, и на детей.

― Чтобы все успеть, нужен тайм-менеджмент. Я по себе поняла, что чем больше у меня дел за день, тем больше я успеваю, просто потому что я не могу себе позволить отдохнуть, отключиться. Если я не буду делать четко все запланированные дела друг за другом, если позволю себе часто расслабляться, то ничего не успею.

В чем же ее секрет? Может быть, в высшем образовании? Наша героиня начала работать сразу после школы. Причем не где-нибудь, а в банке, за хорошую зарплату.

― В 18 лет мне казалось, что это круто, потому что я сразу стала зарабатывать больше папы, купила себе машину. Меня устраивала моя деятельность: я находилась на своем месте, чувствовала важность не по возрасту, которая еще и оплачивалась, как будто мне говорили: да-да, ты важный ― вот тебе много денег.

Учиться Ольга начала уже во время работы в банке, и не по желанию, а скорее по необходимости: для работы необходима была «корочка» о высшем образовании. Заканчивала вуз уже в декретном отпуске, когда и диплом-то толком был не нужен.

― Мы пошли туда учиться практически всем отделом. Это была такая необходимость: мы приходили вечером после трудового дня и, в общем, понимали, что восемь часов работы в банке дают нам гораздо больше, чем три часа вечером в институте. Тогда преподаватели зарабатывали меньше нас, мы все приезжали на машинах, не понимали целесообразность этого обучения. Я сразу спросила на занятии: зачем мне ваша высшая математика? И педагог объяснил: ну вот представь, ты такая вся из себя деловая выходишь после работы, на пальчике крутишь ключ от машины, вдруг он у тебя срывается и падает в канализационный люк. Ты берешь проволочку, сгибаешь знаком алгоритма и вытаскиваешь ― вот, в принципе, все, для чего тебе нужно высшее образование в жизни.

В «декрете» после окончания университета Ольга оставалось долго.

 

― Получилось так, что у меня родился ребенок, который требовал очень много внимания из-за того, что на тот момент он был не совсем здоров. При этом вдруг выяснилось, что я совершенно «одержима» Юлей ― у меня, видимо, включился материнский инстинкт процентов на 120. Я могу сейчас говорить точно, потому что сравниваю отношение ко второму ребенку. На тот момент оставить Юлю, отсидев три года дома, у меня не было возможности: я была к этому совершенно морально не готова, а она была не готова остаться физически. Это было абсолютно естественное решение, причем не только мое. Вопрос не решается только со стороны женщины: «Ой, я не буду больше работать ― иди работай один», ― это решается обоюдно, с согласия мужа, который берёт на себя ответственность. Было принято решение, я уволилась из банка и осталась после «декрета» дома. Но поскольку у меня была сумасшедшая любовь к дочери, я не чувствовала, что что-то потеряла. Плюс у меня такой характер, что я в принципе наглая: даже будучи домохозяйкой, я свои права качала. Сказать, что сразу ниже плинтуса опустилась ― нет, такого ощущения у меня не было. Я очень ровно, спокойно сидела дома, понимала, для чего и для кого я это делаю.

Через некоторое время Ольга всё-таки попыталась выйти на работу, но...

― Когда Юле было 4,5 года, я решила выйти на работу не по специальности ― поняла, что в банке работать уже не хочу. Муж устроил меня на телевидение, и, наверно, я бы продолжала там работать. Не потому, что мне это сильно нравилось, но подходил график, я работала по полдня, два через два. Это была не работа, а такое развлечение, за которое тебе платят. Нашлась очень удачная няня, Юле было четыре, в школу еще рано, а ребенок уже достаточно большой. Если бы в тот момент не было на канале сокращения, я бы так и осталась работать, но меня опять плавно вынесло в сторону дома.

Однако основная причина того, что домохозяйки не решаются вернуться на работу ― потеря квалификации.

― Чем больше ты сидишь, тем больше теряешь опыт. Самое смешное, что когда я выходила в «декрет», был январь 1998-го. Я сидела на больничном, вообще уже не стремилась работать, и как раз тогда провели банковскую реформу, поменялась система бухгалтерского учета. А я практически ни дня не работала по новой системе. Даже если бы очень захотелось выйти в банк, мне бы пришлось очень сложно, поэтому вернуться туда никогда не приходило в голову.

Возникает разумный вопрос: а почему не найти работу не по специальности?

― Если я сейчас думаю о том, чем бы хотела заниматься, то мысли меня уносят в области, совершенно противоположные банковской деятельности. Я бы связала свою жизнь с языком и чем-то из области дизайна. Я помню время, когда работала в банке, и моим увлечением было рисовать эскизы одежды. У меня пачками уходила бумага, и никто мне тогда не сказал: Оль, по-моему, ты не на своем месте сидишь. Наверно, если бы я тогда одумалась, то меня бы вынесло в совершенно другую сторону.

Зато иногда мечты об упущенных возможностях родителей реализуются на детях. Правда, не всегда удачно.

― Я всегда с песней по жизни: с утра что-то постоянно напеваю и понимаю, что у меня не хватает техники пения, не натренированы связки. Поэтому младшему ребенку я наняла великолепного педагога по вокалу. Мне казалось, что сейчас мы научим Вику петь, все будет прекрасно. Мы проходили туда год, но дочка не хотела продолжать. Главное ― у нее получалось. Наша учительница захотела, чтобы Вика съездила на конкурс, а мы такой цели не ставили. У Вики был реальный нервный срыв: она сказала, что никуда не поедет, плакала и выдала мне фразу: «Сколько ты можешь меня заставлять делать то, что я не хочу!». С тех пор я не насилую её никакими своими желаниями.

Ольга успешно занимается саморазвитием: ходит на курсы по английскому языку, посещает спортзал. Занимается рукоделием, но говорит, что к «серийному производству» своих изделий не готова, ведь тогда в них «не будет души».

 

К слову, старшая дочь Ольги Юля учится на продюсера во ВГИКе имени С. А. Герасимова. На ее образование наша героиня смотрит под другим углом по сравнению с собственной институтской жизнью.

― Я думаю, современной молодежи высшее образование обязательно нужно. Во-первых, сейчас другая система, нам было проще поступить в институт. Даже если брать нынешний механизм поступления, остаточных знаний со временем все меньше, нужны итоги ЕГЭ. Если ты вылетел из процесса обучения, сдачи и поступления, тебе потом вклиниться туда намного сложнее. Сейчас лучше делать встык: школа ― институт. Опять же, никто не запрещает совмещать учебу и работу.

Что касается каверзного вопроса о работе вместо университета, как это было у самой Ольги, то и здесь образование выигрывает

― Если бы у Юли уже была работа, пусть бы шла работать. Другое дело, я бы настояла, чтобы она училась на вечернем отделении. Я помню, как с работы я ехала в институт, звонила маме и просила набрать мне ванну. Если учиться, то только когда ты свободен.

Ольга ведет очень разнообразную, активную жизнь, и со стороны кажется, что многолетняя ноша домохозяйки ее вполне устраивает. Но это не совсем так.

― Я никогда не мечтала быть домохозяйкой, это совсем не мое. Я вижу в этом прелесть только в силу своего позитивного характера и всегда нахожу, чем себя утешить, заключает она

А что же думает о высшем образовании и быте наша вторая героиня?

Елена, 42 года; четверо детей: Федя, 15 лет, Даша, 14 лет, Саша, 10 лет, Маруся, 2,5 года.

Елена ― домохозяйка совсем другого плана: у нее в два раза больше детей, а значит, в два раза меньше времени. Плюс к этому ― все дети несовершеннолетние, за ними нужен тщательный присмотр. Но многодетная мама успешно справляется. Правда, на себя времени остается в обрез.

― Женщина, сидящая дома, зачастую носит джинсы, потому что это удобно, а работающая выходит в люди, ей есть, для кого одеваться, ― объясняет Елена. ― Для нее это вынужденная необходимость ― выглядеть хорошо. Выделять время на себя домохозяйке нужно, но обычно не получается: прерогатива уходит детским занятиям, семье.

 

Елена тоже начинала работать перед университетом, но потом пошла учиться на дневное отделение Украинского университета менеджмента, бизнеса и права по специальности «Маркетинг».

― Работать я начала еще до университета: сначала продавцом, потом ― по специальности. Мы открывали новое направление в городе, «Оптику», и я, как будущий маркетолог, занималась продвижением бренда.

Профессия оказалась неинтересной, появился ребенок, и наша героиня ушла в декретный отпуск.

― Когда рождается ребенок, мы, как поколение, выросшее при работающих мамах, лишенное материнской заботы, стараемся дать эту заботу своим детям. Мы знаем, что наши мужья зарабатывают достаточно, чтобы мы не вернулись в офис, а окружили заботой малыша. Да и после вторых родов ты понимаешь, что выйти на работу уже сложнее, так как теряешь квалификацию. На самом же деле, выйти туда мечтаю хоть сейчас: домашнее хозяйство требует гораздо больше сил, чем самая сложная смена!

Почему же Елена не полюбила свою работу?

― Во-первых, надо серьезно выбирать образование, а во-вторых, дома сижу от малого количества денег. Если бы они были, наняла бы еще парочку нянь и ушла бы в свободное плавание. Если бы была сейчас возможность что-то изменить, хотела бы поступить на врача, потому что это всегда востребованная профессия, а маркетологов и менеджеров сейчас пруд пруди.

При этом высшее образование Елена считает абсолютно необходимым.

― Наличие высшего образования говорит о культурном развитии человека, а когда ты можешь поддержать разговор с детьми ― это повышает твой авторитет в их глазах. Нет образования ― ваши темы для разговора иссякнут гораздо быстрее. Я думаю, что образование нужно всегда. Но мое мнение ― сейчас многие университеты не учат тому, что ребятам потребуется через 10 лет, программа обучения устарела.

 

Женщинам, оказавшимся между ребенком и работой, Елена советует все же попытаться выйти из «декрета».

― В университете я не думала, что буду домохозяйкой, хотела мир перевернуть, но не получилось. Девушкам, которые могут выбрать, посоветую идти на работу. Я думаю, в маленьком возрасте ребенку нужна любовь и ласка: дать их не так сложно. Сложнее становится с детьми, когда они вырастают. Тогда нужно им соответствовать своим внешним видом, разговаривать с ними на одном языке, знать их развлечения, ориентироваться в культуре, которая им интересна. Сидя дома, ты с трудом этого добьешься. А когда ходишь на работу, ты человек социальный, тебе есть чем поделиться с детьми, есть что обсудить, поэтому ты для них будешь интереснее, чем сидящая дома мама-клуша. Либо нужно быть очень-очень дисциплинированным, чтобы, сидя дома, заставлять себя работать, быть в курсе дел, ходить куда-то.

― Главное ― поднять попу от дивана, начинать и заканчивать день у зеркала, читать современные книжки, отслеживать культурные новинки и почаще выходить на улицу с мужем, а не только с детьми, ― резюмирует Елена.

Фото из архива героинь статьи

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале