В домовом храме МГУ состоится встреча с протоиереем Игорем Пчелинцевым

Отец Игорь ― клирик Русской духовной миссии в Иерусалиме и ключарь подворья праведной Тавифы в Тель-Авив-Яффо (Израиль). В эти дни в актовом зале Татианинского храма действует выставка священника «40 фотографий Святой Земли».
 
 Фото: Приходы.ru 

27 марта 2018 года в храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова (Большая Никитская, 1) пройдёт встреча с клириком Русской духовной миссии в Иерусалиме и ключарём подворья праведной Тавифы в Тель-Авив-Яффо (Израиль) протоиереем Игорем Пчелинцевым. 

Отец Игорь ― известный фотограф, член Союза журналистов России, фотограф журнала «Русское фото», член Королевского фотографического общества (Великобритания). 

С 9 марта в актовом зале Татианинского храма действует выставка священника «40 фотографий Святой Земли». 

Начало в 19.30. Вход свободный.

Протоиерей Игорь Пчелинцев 

Протоиерей Игорь Пчелинцев родился 10 марта 1964 года в г. Ленинграде. 

В 1986 г. окончил Мурманский государственный педагогический институт, по специальности «Учитель истории, обществоведения и английского языка». 

 
Фото: Приходы.ru 

По распределению работал в средней школе поселка Чульман в Якутии. После службы в армии трудился редактором и старшим библиотекарем в областной научной библиотеке города Горький. 

В 1990 году стал священником, служил в храмах Нижнего Новгорода. 

В 2010 г. был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалим. 

Путь к фотографии 

«Я не фотограф, я просто батюшка с фотоаппаратом. Стал снимать в десять лет, когда на день рождения мне подарили камеру «Чайка-М», которая на обычной пленке давала 72 кадра вместо 36. 

Азы фотографии постигал без системы: по детским журналам и в фотокружке. Но больше всего мне помогали школьные уроки рисования и музеи (в самых разных городах и особенно в Питере), по которым водила меня мама. Она была специалистом по ремонту подводных лодок, и поэтому мы объездили с ней полстраны, живя в городах, где размещались оборонные судоверфи. Мама учила меня читать и понимать музыку и картины, объясняла мне, что художник имел в виду в своем произведении и какими средствами с мог донести до зрителя свои идеи. 

 
Фото: Foma.ru 

Тогда я много снимал на «Чайку-М», а потом были «Вилия-авто», «Зенит», «Зенит-ТТЛ». Кроме того, я использовал и широкоформатный аппарат «Любитель», но из-за дефицита широкой пленки аппарат забросил. Мне всегда очень нравился процесс создания фото, так как проявлять и печатать приходилось самому. Вспоминаю, как мы глянцевали фотографии на зеркале в ванной комнате, проглаживая их утюгом. И вот в десятом классе мама подарила мне настоящий электрический глянцеватель — это было событие! 

И все-таки сегодня я чувствую недостаток систематического базового фотообразования. Существует масса вещей, которые надо знать, как таблицу умножения, — на уровне рефлексов и автоматизма, а это у меня получается не всегда (видимо, это и есть непрофессионализм). Но знакомство с живописью, знание и понимание приемов и школ, умение читать живописное произведение — все это мне очень помогает строить кадр и находить нужный образ». 

Что снимает 

«Я снимаю все, но отдаю предпочтение портрету и жанру. Как любому художнику, мне интересно необычно показать обычное. Я бы побоялся употреблять слово «самовыражение», но уверен, что мысли автора, его сердечная боль, радость и благодарность Богу должны легко прочитываться зрителем. Для меня очень важна композиция, ибо она больше, чем компоновка объектов в кадре. Фотограф-христианин не должен забывать о духовной композиции снимка, о гармоничном раскрытии Божьего замысла о том или ином событии. Нужно понимать, что фотограф несет ответственность перед Богом и людьми за то, что представляет зрителю». 

Мысли о фотоискусстве 

«Музыканты любимой мной группы Secret Garden как-то назвали своё творчество музыкой к ещё не снятому кинофильму. Если перефразировать эту мысль, то настоящая фотография отзывается в человеческом сердце ещё не написанной музыкой. Фотография требует сосредоточения, внутреннего молчания и размышлений — того же, что и наша духовная жизнь. Сегодня человека окружает много бесполезного шума: городского, технического, навязчивые звуки со всех сторон. 

Кажется, что враг приложил массу усилий, чтобы лишить человека тишины. Но именно внутренняя тишина и необходима, чтобы услышать Христа в своей душе. И в этом фотография способна помочь. Уже только за то можно полюбить «написанное светом» (photo-grapho). 

 
Фото: Foma.ru 

Миссионерский потенциал фотографии огромен, ведь мы можем по-христански рассказать о красоте Божьего мира, о церковной жизни, о великолепии наших храмов… Наконец, можем показать отражение неизреченного света на лицах людей, любящих Бога и стремящихся следовать за Христом. Эта молчаливая проповедь сама по себе может быть очень доходчивой. Главное, фотография не должна сеять уныние и печаль, не должна служить разрушению человеческого сознания. А для этого просто не нужно лгать. Ведь даже говоря о трагедиях, мы способны увидеть и показать Свет, который в любом испытании сияет во тьме, открывая двери спасения. 

Существует выражение: снимает не камера, снимает человек. Я бы добавил, что снимать должен фотограф с чистым сердцем. Только тогда на снимках можно будет увидеть действие благодати Божией в мире».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале