Вифлеем: история почитания
Вифлеем |
— Отец Александр, когда началось особое почитание Вифлеема?
— С момента основания Израильского Царства, то есть до основания Иерусалима. Примерно в X веке в Вифлееме родился царь Давид. Он был очень почитаемым человеком, и к Вифлеему относились по-особому именно как к родине этого царя, помазанного по указанию Божию. Было также известно, что Мессия будет из рода Давидова и должен родиться в Вифлееме, это добавляло почитанию города особый мессианский оттенок. Хотя при этом он оставался обычным провинциальным городом на окраине Иудейской пустыни.
Если проводить параллели с русской историей, в каком-то смысле Вифлеем можно сравнить с Костромой — родиной бояр Романовых. Все юбилеи и годовщины, связанные с царской семьей, праздновались в Костроме. При этом в остальные дни она оставалась обычным губернским городом, не лучше и не хуже остальных.
Вифлеем возрос в своем значении в I веке до нашей эры при Ироде Великом. Ирод много времени проводил вне Иерусалима. На полпути между столицей и Мертвым морем он построил себе загородный «бункер» Иродион. Путь из Иерусалима в эту загородную резиденцию шел через Вифлеем, что придало городу большую экономическую оживленность. В таком несколько укрепившемся в экономическом плане городе и родился Христос.
— Христиане начали почитать Вифлеем еще в апостольские времена?
— Вероятно, да. Хотя, по-видимому, после рождения Господь ни разу не был в Вифлееме. По крайней мере, в Евангелиях на это указаний нет.
Потом, в IV веке, при царице Елене, когда христианство стало официально разрешенной религией, в городе построили храм Рождества Христова, причем пещера, в которой родился Мессия, оказалась в крипте, в подземной части храма.
Во времена, когда жил Спаситель, в пещерах уже не жили, зато использовали их как подсобные помещения — подпол, помещение для скота и пр. Поэтому, когда Мария и Иосиф приходят в Вифлеем, их принимают именно в одной из таких пещер-подсобок, приспособленной под хлев.
Часто мы не находим древних домов, зато обретаем пещеры, которые к ним относились. Поэтому место рождения Спасителя сохранилось до наших дней, но уже не как часть дома, а как одно из помещений базилики.
От этой базилики сохранились лишь мозаичные полы, потому что в VI веке при императоре Юстиниане храм перестроили. После этого храм перестраивался только внешне, внутри же оставался неизменным.
Христианская община Вифлеема была невелика и большой храм в городе был не нужен. Можно с уверенностью сказать, что базилику Рождества строили прежде всего имея в виду многочисленных паломников, приезжавших в город. А это говорит об особом почитании этого места.
В базилике Рождества в Вифлееме |
— Храм и город сильно пострадали после персидского нашествия в 614 года?
— Тогда пострадала вся Святая земля. Персы старались разрушить всю христианскую инфраструктуру, однако базилику Рождества сохранили. Есть предание, которое рассказывает, почему так произошло. Над входом в храм было помещено изображение момента поклонения волхвов, которые традиционно считались персами и изображались как персы. Персы-завоеватели увидели его и решили: «Раз наши предки почтили это место, негоже нам его разрушать». Так что, благодаря волхвам, храм не был разрушен их потомками.
Однако вскоре Святая Земля оказалась завоевана арабами-мусульманами. Христиане оказались «каплей» в огромном мусульманском море. Естественно, мусульмане хотели захватить базилику, чтобы использовать помещение, например, держать там скот. Христианская община отстаивала свой храм и постепенно придала ему вид военной крепости. Например, большой и прекрасный вход был обложен камнями, а вместо просторных дверей оставили только маленькую калитку.
Несмотря на притеснения со стороны мусульман, небольшая христианская община в Вифлееме оставалась всегда.
Возрождение город переживает уже в XIX в, когда Османская империя ослабевает, а присутствие христиан на святой земле начинает усиливаться.
В XIX веке строится церковь Николая Чудотворца — приходской храм для местных христиан-арабов, Русская миссия устраивает семинарию для православных арабских девочек — своего рода пединститут.
На сегодняшний день Вифлеем оказался на территории Палестинской автономии. Христиан в городе становится все меньше и меньше. Еще 30 лет назад их было большинство, но теперь из-за демографического взрыва в арабском мире и уменьшения роли христианства ситуация резко изменилась. Многие арабы-христиане эмигрируют, хотя, по традиции, мэром Вифлеема, как и Назарета, может быть только христианин (неважно, православный или католик).
— Какую роль играет Вифлеем в жизни страны?
— Сегодня Вифлеем почти слился с Иерусалимом. В начале XX века в путеводителях писали, что он находится в 20 км от столицы, в середине века это расстояние сократилось до 7 км, а сейчас — до 2 км. Так что идут окраины Иерусалима, потом — овраг, по которому проходит граница между Израилем и Палестинской автономией, — и окраинные районы Вифлеема. Города не сливаются из-за этой политической границы.
Внутри Палестинской автономии Вифлеем — значимый город, прежде всего из-за своего туристического, паломнического статуса и, конечно же, близости к Иерусалиму. А так — это по-прежнему, как и во времена Христа, один из небольших городов страны. Сейчас в нем проживают всего несколько десятков тысяч человек.
Впервые опубликовано 5 января 2013 года