Согласно исследованию, почти 50% школьных учителей в РФ вынуждены подрабатывать

Большинство педагогов также указывают, что работать в школах стало сложнее.
Фото: Tvc.ru 

Почти половина школьных учителей в России вынуждена подрабатывать. Об этом говорится в исследовании Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), сообщает ТАСС. 

«Помимо работы в школе, многие учителя имеют и другую работу. На необходимость дополнительного заработка указали 46,7% опрошенных, вынужденных подрабатывать периодически или на регулярной основе (в 2016 году ― 42,6%)», ― отмечается в исследовании. 

Там также подчеркивается, что уровень нагрузки учителей продолжает оставаться высоким ― 60% опрошенных работают более чем на одну ставку, и это на 4,7% больше по сравнению с прошлым учебным годом. 

Доля учителей, работающих на две ставки, с 2014 года выросла почти в два раза ― с 7,3% до 13,8%. В 2017 году более половины (52,6%) учителей сельских школ работали на полторы или две ставки (в 2014 году ― 39,4%). В городских школах доля респондентов, учебная нагрузка которых составляет полторы или две ставки, еще выше ― 63,8% (в 2014 году ― 45,9%). 

Зарплаты 

Изменения размера заработной платы в 2016/17 учебном году оцениваются учителями более позитивно, чем в предыдущий период. Так, о том, что размер зарплат вырос, сообщили 27% учителей (в 2016 году ― 18%). О том, что зарплата не изменилась, заявили 33,6% школьных педагогов. О снижении размера заработной платы сказали 35% (годом ранее ― 46%). 

Рост размера зарплаты в большей степени отмечают учителя городских школ, где примерно треть опрошенных сообщили о положительной динамике, в отличие от сельской местности, где на повышение уровня оплаты труда указала четвертая часть опрошенных учителей (в 2016 году ― 21,7%). Выплаты стимулирующего характера получают 90% опрошенных (годом ранее ― 85,3%), вместе с тем более 75% респондентов отмечают снижение самого размера надбавок. 

Зарплата учителя сильно разнится в зависимости от региона. Так, в Свердловской области показатель колеблется от 30 до 52 тыс. рублей в зависимости от формы собственности школы, в Ивановской области ― 21 тыс. рублей. В Москве - 73-75 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге - 50-69 тыс. рублей. 

Материальное положение 

Педагоги испытали на себе воздействие неблагоприятной экономической ситуации. В сильной степени оказались затронуты кризисом более 30% опрошенных. Согласно опросу, треть учителей (31,4%) считают, что сегодня их материальное положение ниже среднего уровня, а 12,1% оценивают его как низкий. Более половины учителей рассматривают уровень своего материального положения как средний ― 53,2% (50,9% в 2016 году). 

Работать стало сложнее 

Большинство учителей (74,3%), говоря о характере своей деятельности, указали, что работать в школе стало труднее. По мнению респондентов, среди основных причин, усложняющих работу современного учителя, наиболее значимой является рост объема отчетности и организационной работы ― 84% (в 2014 году так считали 78,8%). 

В качестве других причин выделяют: введение независимой системы оценки образовательных достижений, включая государственную итоговую аттестацию ― 31,4% (в 2014 году ― 36,9%), проблемы в отношениях учителей с родителями школьников ― 38,8% (в 2014 ― 23,8%). В то же время необходимость постоянного использования информационных технологий, проблемы в отношениях с учащимися как факторы усложнения работы рассматриваются лишь небольшим числом респондентов. 

Исследование провел Центр непрерывного образования РАНХиГС в сентябре 2017 года. В опросе приняли участие 900 учителей сельских и городских школ. Погрешность составляет не более 3%. 

Прогноз: учителям «повысят» зарплаты, заставив работать в два раза больше 

Комментируя ИА REGNUM результаты мониторинга РАНХиГС, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий отметил, что государство должно изменить свою политику в области оплаты труда педагогов. 

«Я думаю, что это достаточно объективная информация. По нашим опросам и нашим данным, ситуация даже немного хуже. Многое зависит от региона: большой город, маленький город, село и так далее. Вы говорите о двух ставках, а я знаю учителей в маленьких городах, которые работают по 42, 44 и 46 часов», — сказал Луховицкий. 

Он добавил: «Что касается прогноза, то он для меня очевиден — если не изменится кардинально поддержка в области образования, это приведет к ещё большему росту нагрузки. Сейчас ходят упорные слухи о готовящихся новых указах, которые, как предполагается, потребуют от регионов довести зарплату учителя до 150% по региону. Поскольку при этом региону денег не дадут, получится так, что для выполнения указа учителю придётся работать не 36 часов, а 48. Другого пути повысить заработную плату нет». 

Также профсоюзный деятель отметил, что необходимы государственные федеральные гарантии хотя бы такой минимальной оплаты за одну ставку, чтобы независимо ни от чего учитель мог на свою зарплату «хотя бы элементарно жить». 

«Что касается исследования РАНХиГС, то я неоднократно общался с составителями этого мониторинга. Естественно, они отметили совершенно верную вещь — большинство учителей вынуждены подрабатывать. И это хорошо, если они подрабатывают репетиторством. Если помните, несколько лет назад наш премьер сказал, что ничего плохого, если учителя будут трудиться в бизнесе», ― сказал Всеволод Луховицкий.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале