Исследование: только 37% выпускников работают по специальности
Фото: Dagmintrud.ru |
По данным исследования РАНХиГСЮ, каждый третий выпускник сегодня работает по специальности. Может ли государство помочь со стажировками лучшим выпускникам технических вузов? Где найти хорошую работу будущему химику и биотехнологу? Как поддержать одаренных школьников и студентов? Эти вопросы стообалльники, которые уже учатся на технических и естественно-научных специальностях, задали президенту РАН Александру Сергееву.
Во встрече принимали участие студенты 14 ведущих университетов страны. В том числе ВШЭ, МИРЭА, МАИ, МИФИ, Университета ИТМО, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, сообщает «Российская газета».
Дмитрий Рыбин ― будущий математик. Он окончил специализированный учебно-научный центр ― школу-интернат имени А.Н. Колмогорова при МГУ, сдал ЕГЭ по трем предметам на 100 баллов и сейчас учится в Высшей школе экономике. Дмитрий мечтает заниматься наукой, надеется устроиться в научную лабораторию здесь или за рубежом. «Хотелось бы узнать, может ли быть у успешного студента наставник из Академии наук?» - обратился он к президенту РАН.
Александр Сергеев пояснил, что такой практики нет: «Научный наставник ― это ваш научный руководитель и тут надо сделать правильный выбор, чтобы ваш руководитель мог уделять вам достаточно много времени. Молодые кадры очень нужны нашей стране. Мы прожили в новой социально-исторической формации 30 лет и поняли, что должны ориентироваться на свои силы и творческих людей», ― ответил студенту президент РАН.
Однако реальность пока другая. Будущий биотехнолог из Российского технологического университета (МИРЭА) Степан Сайтц рассказал, что найти работу такому специалисту, как он, очень сложно.
«Государственных компаний в этой сфере нет, фармацевтическое производство ― на низком уровне, отстают и технологическая, и образовательная база. Частные компании даже на стажировки отказываются брать людей без опыта работы. Может ли помочь государство студентам-олимпиадникам?», ― спросил Степан Сайтц.
«Вы предлагаете каким-то образом добавить к поддержке олимпиадного движения, которая идет со стороны крупных компаний, элемент государственного участия? Чтобы было так: победители олимпиадного движения получали средства для стажировки соответствующего профиля, могли себя зарекомендовать, получить опыт, работу в этих компаниях. Мы поставим этот вопрос перед министерством науки и высшего образования», ― уточнил президент РАН.
Президент РАН Александр Сергеев. Фото: ТАСС |
Вопрос со стажировками ― очень болезненный. Для студентов открыт специальный портал по поиску стажировок. Достойную оплату ― 35-40 тысяч рублей в месяц и выше ― предлагают педагогам, воспитателям, инженерам, менеджерам, маркетологам, дизайнерам. Большая часть оплачиваемых стажировок ― до 15 тысяч рублей в месяц. Есть и стажировки в государственных организациях. Что интересно, все ― неоплачиваемые. Где ждут стажеров? В пищевой и перерабатывающей промышленности, на предприятиях связи, в авиастроении, на предприятиях по производству микроэлектронной техники, есть спрос на специалистов трикотажного производства, конструкторов меховой одежды, нужны химики, выпускники специальности «кораблестроение». Биотехнологов в списке нет.
Еще один вопрос от стобалльника Ивана Дятлова из МИФИ: « Я учился в школе в Ивановской области, у нас было много хорошего оборудования, но оно так и простояло нераспакованным. Не нашлось специалистов, которые могли бы с ним работать и прочитать технические инструкции. Где взять таких людей? Я вижу себя практическим инженером и понимаю, как нужен эксперимент на уроках».
Директор ФИПИ Оксана Решетникова, которая тоже присутствовала на встрече, уточнила, что Рособрнадзор уже работает над совершенствованием ЕГЭ по физике и химии и в ближайшее время там может появиться экспериментальная часть.
«Ведется точечная работа, чтобы эксперимент не вошел в противоречие с заданием, учебником. У нас есть два года на введение любых изменений в ЕГЭ, чтобы апробировать, посмотреть, а в ФИПИ работают профессионалы», ― рассказала Оксана Решетникова.
Президент РАН поддержал введение в ЕГЭ креативной, творческой части, но заметил: «Надо подумать, как сделать такой творческий экзамен объективным».
Сейчас в 11-м классе никаких опытов на ЕГЭ по химии и физике нет, а вот на экзаменах в 9-м классе регионы могут вводить эксперимент. Но делают это немногие. Александр Сергеев отметил, что «главное достижение ЕГЭ ― объективизация уровня знаний» и выразил готовность сотрудничать по дальнейшему совершенствованию итоговой аттестации. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подтвердил заинтересованность ведомства в таком взаимодействии.
Выпускница Анна Печенкина из Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна разработала новую технологию для производства ювелирных изделий, у нее есть патент и научные статьи, но на предприятиях мест для нее нет.
Президент РАН удивился: «Обычно предприятия заинтересованы в таких кадрах для себя. Я дважды читал лекции в школах «Росатома» и видел, как работодатели заинтересованы в специалистах. Может быть, в вашем случае надо обращаться в небольшие компании? Но я согласен с вами, что вопрос трудоустройства очень важен. Думаю, мы с ректором вашего университета сумеем помочь».
Студентов волнует материальная поддержка. На стипендию в полторы тысячи не проживешь. И в большинстве вузов эти деньги получает и стобалльник, и тот, кто набрал только нужный минимум баллов.
Фото: Ulpravda.ru |
«Мы озабочены, как финансово поддержать ребят на первых курсах. Вы пока еще не можете что-то существенное внести в науку, чтобы вас взяли на грант. Это очень серьезная головная боль для всех... Нужно ставить вопрос о создании фонда поддержки на первом и втором курсе, который бы наполнялся с разных сторон, чтобы студенты получали 20-30 тысяч рублей», ― рассказал Александр Сергеев.
Есть вузы, которые студентам-высокобалльникам выплачивают повышенные стипендии. Например, успешных студентов поддерживает ВШЭ. 10 тысяч дадут первокурсникам, у которых средний балл 95 ЕГЭ или выше. 5 тысяч гарантированы студентам, набравшим от 92 до 95 баллов. Есть особые стипендии в МИФИ, МФТИ, МИСиСе.
Легко ли получить 100 баллов?
В последние три года число участников ЕГЭ, сумевших получить 100 баллов, составляет 0,7% от общего числа сдающих ЕГЭ. В 2017 году набрать 100 баллов по различным предметам удалось пяти тысячам участников.
В 2017 году число стобалльников от общего числа сдававших химию составило 0,5%. Что интересно, девушки сдают химию лучше, чем юноши. Среди стобалльников их было 60%. Стобалльников по физике в 2017 году было 0,2% и 76% ― юноши.
Количество стобалльников по географии ― 0,13%, по биологии ― 0, 07%, по информатике и ИКТ ― 0,67%.
Требования к зарплате у выпускников вузов резко снизились
По данным исследования РАНХиГС, только 37% молодых выпускников вузов, колледжей и техникумов работают сегодня по специальности. 29% сказали, что их работа хоть как-то связана с тем, чему их учили, а 27% признались, что работают абсолютно не по специальности.
Самые большие шансы найти работу по профессии в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры. На втором месте ― правоохранительные органы, на третьем ― государственное и муниципальное управление. Следом идут финансы, реклама, консалтинг. Промышленность, строительные и инженерные компании на пятом месте.
По мнению сотрудников Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, которые проводили исследование, несоответствие полученного образования и работы ― тревожный сигнал. Чем чаще всего недовольны молодые выпускники? Низкой зарплатой, отсутствием возможности решить жилищный вопрос, сделать карьеру.
Если раньше выпускники хотели сразу зарплату в 40-50 тысяч, то сейчас требования резко снизились. Каждый третий оценивает себя в 20-30 тысяч, каждый пятый ― в 30-40 тысяч, только каждый шестой готов работать не меньше чем за 40-50 тысяч рублей в месяц.