«Человеческий проект» в нечеловеческое время
Фото: Mamm-mdf.ru |
Интерес Рагимова к photo-based art (изобразительному искусство, в основе которого лежит фотография) стал очевиден ещё в начале 90-х годов. Выпускник Ленинградского Художественного училища, он тогда начал работу над проектами «Скорая+метро», «Roadoff», «Метро-проект» и «Человеческий проект» («Human Project»). Последний в 2004 году был представлен на российском стенде Шанхайской биеннале современного искусства. Массовому зрителю подобное искусство знакомо по работам Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Владимира Куприянова, Барбары Крюгер. Их отличительный приём — цитирование, ориентир не нечто уже созданное, в данном случае — на фотографию.
Продолжая в частностях традицию предшественников, в главном Рагимов идёт своим путём, обращается непосредственно к живописи и детально прорабатывает каждый квадратный сантиметр. Системообразующая идея всей серии — восприятие образа человека в эпоху тотальной власти масс-медиа. «Я ощущаю себя человеком, сигнализирующем о человеческом вовне пространства цивилизации перед концом ее истории, — объясняет Керим Рагимов. — Автором, отрекшимся от авторства этого мемориального послания в пользу его персонажа и героя — человечества». Конфликт всей представленной экспозиции — сохранность образа человека как личности в бесчисленной череде образов, опасность растворения индивидуального во множестве «фотоимиджей», лента которых охватывает всё пространство выставки.
Фото: Mamm-mdf.ru |
Групповые портреты малого размера (10x15 см) чередуются с широкоформатными изображениями (1,5x2 м, холст, масло) — кадры воображаемого фотоаппарата оказываются словно под увеличительным стеклом. Визуальным прототипом работ стали как популярные, так и малоизвестные фотографии из газет и журналов, которые художник собирал в течение ряда лет, ориентируясь на остроту передаваемых в кадре эмоций, предел человеческих переживаний. Здесь бастующие баски и южноамериканские болельщики, соревнующиеся спринтеры и лодка с африканскими беженцами, Че Гевара и солдаты Боливии… Художник не расставляет зримых акцентов, не даёт никаких оценок, рядом с портретами неизвестных он сам как бы анонимен. Одна эмоция сменяет другую, лица во многом напоминают маски, цепочка аффективных оппозиций кажется бесконечной, выставка обладает ощутимой динамикой — и почти нулевой осязаемостью. Для мира реальных событий «идеальная» фотография стандарта World Press Photo — всего лишь буфер, и вопрос о том, отражает искусство действительность или нет, по-прежнему остаётся открытым.
Агрессивно-яркие, рекламно-броские, фотообразы в информационный век рождаются и умирают почти мгновенно. Труд художника — попытка их удержать, зафиксировав в живописной копии даже полуразмытое фото случайных прохожих. «В основе серии "Человеческий проект" лежит иконическое восприятие образа человека в восточно-христианском его понимании. Речь идет об образе, Первообразе, связи между ними, трепете перед ними и этой связью», — ни много ни мало утверждает художник.
Фото: Mamm-mdf.ru |
Помимо живописных полотен и самих фотоснимков, в экспозиции представлена серия «Ярмарка страха», графические работы Рагимова. Каждая из них имеет свой номер и год создания, живопись крупного формата обозначается как «эпизод» и так же нумеруется.
Human Project — поистине многолетний труд, направленный на весь исторический контекст эпохи. Наверное, это один из самых человечных проектов современности, серьёзность которого трудно преувеличить. Растворяясь в миллионах облачных хранилищ, мы порой теряем сами себя, и фотоживопись — попытка восстановить саму историю, законсервировать память о всех живших и живущих на планете. Процесс длительный и трудоёмкий.
Выставка открыта с 28 июня по 2 сентября